Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Чувашия, Древний тюркский парод в сердце России

Чувашия, Древний тюркский парод в сердце России - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Chuvashiya Drevnij tyurkskij parod v serdtse RossiiПроживающие в европейской части России чуваши имеют древние тюркские корни. Территория современной Чувашии когда-то принадлежала государству Волжских булгар, а с XVI в. эти земли вошли в состав Российского государства. На долю чувашей выпало немало испытаний, но бережное отношение к своим традициям позволило им сохранить свою культурную самобытность.

В ЦЕНТРЕ КВАДРАТНОГО МИРА

В чувашской мифологии земля квадратная и чуваши заселяют ее центральную часть, возле поддерживающего небосвод священного «древа жизни», а по краям небо держат четы столба — золотой, серебряный, медный и каменный.

Чувашия действительно занимает срединную часть — только не мифологической страны, а европейской части России.

Чуваши — тюркский народ, сочетающий в своем антропологическом типе элементы европеоидной и монголоидной рас. Исследователи указывают, что в так называемое предбулгарское время (до VIII в.) на территории современной Чувашии и в целом в Среднем Поволжье этнический состав населения был весьма неоднороден. Здесь присутствовали волжско-финские, пермско-финские народности с пришедшими из Западной Сибири угорскими и угро-самодийскими племенами, а также группами индоиранского (сармато-аланского) культурного круга. В X—XIII вв. на берегах Волги и Камы сформировалось государство Волжских булгар, куда наряду с булгарами входили суварские и местные финно-угорские племена — предки марийцев, мордвы и удмуртов.

В XIII в. эти земли были завоеваны монголо-татарами. Следующие за нашествием события (образование и распад Золотой Орды, возникновение затем Казанского, Астраханского и Сибирского ханств) способствовали дальнейшим передвижениям народов Волго-Уральского региона и ускорили образование отдельных этносов, в том числе чувашского.

В чувашских сказаниях сохранилась легенда о том, что последняя царица этого народа, Пике (XVI в.), самолично попросила защиты от татар у Ивана IV Васильевича Грозного (1530-1584 гг.). Так или иначе, но в 1551 г. действительно часть чувашских владений — Горная сторона — перешла под юрисдикцию Российского государства. Позднее к ним присоединились и жители Луговой стороны. На землях Чувашии выросли города, среди которых уже тогда выделялся город Чебоксары. Наряду с ним значимыми центрами являлись Алатырь, Цивильск, Ядрин. Ко II половине XVI в. чуваши вернулись на свои покинутые из-за набегов татар южные и юго-западные территории. Однако центром консолидации нации по-прежнему оставалась правобережная часть среднего течения Волги, к концу XVIII в. здесь проживало более 66,5% чувашей.

На сегодняшний день чувашскую народность принято подразделять на три этнографические группы, которые традиционно расселились в разных частях Чувашии. Это верховые и средненизовые чуваши, обитающие соответственно на северо-западе и северо-востоке региона. Низовые чуваши расселяются на его юге и за пределами Чувашской Республики. Современные чуваши в значительном количестве (около 100 000 чел.) проживают также в Татарстане и Башкортостане, в Ульяновской и Самарской областях РФ. Это пятая по численности народность нашей страны.

Территория Чувашской Республики находится на севере Приволжской возвышенности, относящейся к одной из крупнейших равнин Земли — Восточно-Европейской. Естественной границей региона является река Волга: почти вся Чувашия находится на ее правом берегу, за исключением части Чебоксарского района. Современный рельеф Чувашии сформирован в основном деятельностью многочисленных рек. На этой территории нет сильных перепадов высот: встречаются возвышенные участки и понижения, глубокие овраги, дюнные всхолмления и заболоченные низины.

Форма территории Чувашии вытянута с севера на юг. Она охватывает зоны лесостепи и южной тайги. Основные лесные массивы находятся в Присуръе и Заволжье.


ЧУВАШСКИЙ КУЛЬТУРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МОБИЛЬ

Начиная с древних времен чуваши придают большое значение обеспечению достойной старости своим родственникам и воспитанию подрастающего поколения в духе национальных традиций. В Чувашии более низкий, чем в среднем по России, уровень преступности.

Чуваши — народ с давней традицией земледельческой культуры: земледелие, а также животноводство, пчеловодство, выращивание хмеля и обрабатывающие направления (переработка дерева, кожи, шерсти, волокна, сала и т. п.) стали основой хозяйства. Среди отраслей промышленности в Чувашии с XIX в. лидировала деревообработка. Одним из главных видов народного искусства являлась вышивка, в особенности шелком. Орнамент вышивки имел множество видов и смыслов, обозначая гармонию, трудолюбие, отвагу и множество прочих качеств.

Присоединение к России принесло чувашам новые налоги и повинности. Постепенно все управляющие посты стали занимать русские ставленники. Усугубил положение указ Петра I (1682-1725 гг.), по которому все чуваши были приравнены в правах к государственным крестьянам. Такое положение породило многочисленные недовольства. Чувашские крестьяне активно участвовали в народных волнениях, включая разинские и пугачевские восстания. А в 1842 г. чувашские и марийские крестьяне устроили собственный вооруженный бунт (Акрамовская война).

Ассимиляция чувашей в христианскую культуру шла тяжело, даже несмотря на различные поблажки и привилегии, вводимые правительством для добровольно сменивших веру. Традиционные верования долго не сдавали своих позиций. Ситуация усугублялась и тем, что старославянский язык церковных служб был очень далек от родного языка чувашей, относящегося к булгарской подгруппе тюркских языков.

На протяжении XVIII—XIX вв. Чувашия побывала частью Казанской, Нижегородской и Симбирской губерний. В XX в. для ее включения на правах автономной области в состав Советского государства многое сделал чувашский политический деятель Даниил Семенович Эльмень (1885-1932 гг.). 24 июня 1920 г. была образована Чувашская автономная область, которая к 1925 г. была преобразована в Чувашскую АССР со столицей в Чебоксарах.

Чебоксары являются самым крупным городом республики, признаннным в 2001 г. «самым благоустроенным городом России». В его исторической части есть местный аналог московского Арбата — пешеходный бульвар купца и мецената Прокопия Ефремовича Ефремова (1821-1907 гг.), сохранился самый старый храм Чувашии и единственный из дошедших до нас храмов XVII в. — Введенский собор (1657 г.). Но часть исторических зданий (город основан в 1469 г.) оказалась затопленной в связи со строительством Чебоксарской ГЭС: к 1987 г. на месте нескольких кварталов старого центра образовался залив.

В Чебоксарах находится музей легендарного красноармейского командира Василия Ивановича Чапаева (1887-1919 гг.), родившегося в селе Будайка Чебоксарского уезда, которое в настоящее время входит в состав города.

Особой достопримечательностью города можно назвать Чебоксарский завод промышленных тракторов, который во второй половине XX в. принес городу звание одного из крупнейших в мире производителей тракторной техники.

В 5 км от столицы находится Новоче-боксарск — город-спутник, второй по величине в республике. Был основан при химическом комбинате в 1960 г. Он также стоит на водохранилище, образовавшемся при строительстве Чебоксарской ГЭС (части Волжского каскада гидроэлектростанций).

На месте города Алатырь еще до строительства русской крепости Иваном Грозным в 1552 г. было поселение эрзян, долгое время это был русский город с частью мордовского населения, но в 1925 г. его присоединили к Чувашии. Алатыр-ский собор Усекновения главы Иоанна Предтечи (1703 г.) и Николо-Знаменская церковь (1770 г.) являются памятниками федерального значения.

В настоящее время в республике активно развивается машиностроение, металлообработка, химическая и легкая промышленность. В Чувашии производится более 88% ткацких станков и более 22% бульдозеров по России. Однако развитая промышленность делает Чувашию одним из неблагополучных регионов РФ с точки зрения экологии. Поэтому решение экологических задач стоит в числе приоритетных направлений развития Чувашии, так же как строительство дорог, благоустройство городов и деревень.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Для чувашей всегда много значила семья. Муж и жена были равноправны: женщина — божество в доме, а мужчина — его царь. Существовал запрет на выбор пары из числа родных вплоть до седьмого колена. Чем старше невеста, тем она ценнее. Чтобы дети были трудолюбивы, пуповину мальчиков резали на топорище, а девочек — на ручке серпа.

■ Чувашские мифы сохранили представление о том, что в давние времена на земле существовала одна вера и единый язык, а впоследствии единство распалось на 77 народов, у каждого из которых — своя вера и собственный язык.

■ Чувашский является единственным живым из группы булгарских языков, которые считают древнейшей формацией тюркской языковой группы. Для верхового диалекта характерно «оканье», а для низового — «уканье». Первый букварь чувашей увидел свет в 1881 г.

■ В мифологии каждого народа есть собственные представления о конце света. По чувашским мифам, он наступит, когда воды мирового океана, постоянно разрушающие берега четырехугольной земли, дойдут до центра квадрата, т. е. до владений чувашей.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные: озера Аль, Сюткюль, Кюльхири, Светлое, Бездна, Белое, Чёрное, Большое Лебединое; Национальный парк «Чаваш Вармане» (1993 г.), Присурский заповедник, парк «Роща Гузовского»; дуб-кереметь (480 лет; из реестра старовозрастных деревьев России).
г. Чебоксары: Введенский собор (1657 г.), церковь Михаила Архангела (1702 г.), ансамбль Свято-Троицкого монастыря (XVII—XVIII вв.), музей Чапаева (1974 г.), бульвар Ефремова, культурно-развлекательная зона Чебоксарский залив (1996 г), скульптура Мать-покровительница (самый крупный монумент Чувашии), мемориальный парк «Победа», памятник первому серийному трактору Т-330, художественный и национальный музеи.
г. Алатырь: собор Усекновения головы Иоанна Предтечи (1703 г.), собор Рождества Пресвятой Богородицы (1747 г.), Николо-Знаменская церковь (1770 г.), дом купца Антонова (1859 г.), казначейство (сер. XIX в.), земская управа (сер. XIX в.), производственные цеха паровозоремонтного завода (1893 г.), Казённый винный склад (1898 г.).
г. Цивильск: Тихвинский богородский православный женский монастырь (XVII в.), собор Троицы Живоначальной (1734 г.).
д. Тигашево: археологический комплекс — поселение волжских булгар (Х-ХII вв.).
д. Шоршелы: Музей космонавтики (с 1972 г.; родина космонавта Андрияна Григорьевича Николаева, 1929-2004 гг.).


Атлас. Целый мир в твоих руках № 165