Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Дамаск, Оазис Сирии

Дамаск, Оазис Сирии - 5.0 out of 5 based on 3 votes
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Damask Oazis SiriiСирийская столица, история которой тесно связана с Библейскими сюжетами. Первое впечатление о Дамаске может быть обманчивым — его облик с течением лет и сменой поколений становится только современнее. Несмотря на это, при более близком знакомстве с многотысячелетней историей города, его привлекательный и противоречивый образ становится все более отчетливым.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ПОТОПА

Существует мнение, что Дамаск напрямую связан с описанными в Библии событиями: по легенде, основал его правнук Ноя.

Версий о появлении первого поселения на месте Дамаска много. По Библии, история города началась в первые столетия после Всемирного потопа появление Дамаска там связано с именем правнука Ноя, Уза. Радиоуглеродный анализ показывает что люди здесь появились около 6300 г до н.э. По версии арабского историка Ибн Асакира (1105-1176 гг.), область Дамаска начала осваиваться людьми примерно в четвертом тысячелетии ДО Н. Э.

В XI-X вв. до н. э. выросший Дамаск стал служить столицей Дамасского царства арамеев. Правда, век древнего государства был недолгим: уже в VIII в. дамасские земли были подчинены Ассирии. Прежний царь был казнен, а все царство, в том числе и будущая сирийская столица, были разграблены и разрушены.

Однако победители задержались в этих краях ненадолго, и с того времени для города началась многовековая «эстафета» правителей. В VII-VI вв. до н. э. в регионе установилась власть Вавилона. В 539 г до н. э. Дамаск был покорен персами, которые спустя два века пали под натиском войск легендарного царя-завоевателя Александра Македонского (356-323 гг до н. э.). После смерти царя империя была разделена между полководцами на множество мелких владений, и многие земли были утрамены. Дамаск достался династии Селевкидов.

В 71 г до н. э. в Дамаск вторглись армянские войска, правда они были столь рассредоточены, что им нечего было противопоставить набиравшей мощь Римской империи. Уже в 64 г до н. э. римский полководец Гней Помпеи по прозванию Великий (106-48 гг до н. э.) сумел присоединить земли Дамаска к Римской империи. Современная Сирия обрела статус римской провинции, а Дамаск стал ее столицей.

Именно во времена римского владычества начала формироваться и выстраиваться планировка и инфраструктура, которые должны были привлечь многочисленных иноземных купцов.

В III в. н. э. в Римской империи назрел кризис,и на фоне политических проблем в 395 г Дамаск без острых конфликтов перешел во владение Византийской империи. В этот период в городе начала формироваться христианская община.

В VII в. Дамаск стал столицей огромной империи династии Омейядов (661-750 гг.), с тех пор здесь стало распространяться учение ислама. Но в VIII в. «золотые» времена закончились, и род успешных правителей был смещен династией Аббасидов, которые перевели столицу из Дамаска в совсем молодой еще Багдад. С IX в. вновь начался период смут и неопределенности: к X в. здесь установилась власть египетских правителей Тулунидов и Фатимидов, позже прокатились по Дамаску и Крестовые походы, и разрушительные нашествия монголо-татар (1300 г.) и войск Тамерлана (1400 г.).

В 1516 г Дамаск был занят турецким султаном Селимом, и, наконец, в истории города начался период сравнительной стабильности под началом Османской империи. Лишь в 1833 г Дамаском на короткое время завладел Мухаммед Али Египетский, однако в 1860 г территории его снова перешли османам.

В 1920 г мандат на Сирию, бывшую частью павшей Османской империи, получила Франция. В 1943 г. Сирия стала независимым государством со столицей в Дамаске.

Дамаск расположен в 80 км от средиземноморского побережья. В древние времена столица Сирии располагалась только на южном берегу реки Барады, но постепенно город занял и противоположную сторону.


ГОРОД БУДУЩЕГО С ДРЕВНЕЙ ДУШОЙ

Имея за плечами многовековую историю, Дамаск обновляется и разрастается.

Дамаск, который вот уже шестьдесят восемь лет служит столицей Сирии, расположен на юго-западе страны, на берегах реки Барады, упоминающейся в Библии под названием Абаны. К западу от столицы проходит горная цепь Антиливан, создающая над Дамаском дождевую тень (за год здесь в среднем выпадает всего 200 мм осадков, лето характеризуется высокими температурами и засухой).

Дамаск разделяют на две области: Старый и Новый город. В Старом городе до наших дней уцелела древняя городская стена с семью воротами, некоторые участки которой были построены еще во времена Римской империи. В наследство от римской эпохи столице Сирии досталась и планировка: в основе системы улиц и кварталов по-прежнему лежит прямоугольная форма, а многие дороги в историческом районе оформились еще при римлянах, стремившихся привлечь иноземных купцов удобной инфраструктурой и безопасными условиями. Конечно, старые узкие улочки не рассчитаны на транспортную загруженность современного Дамаска, сохранившего за собой позиции важного торгового центра страны, поэтому пробки в наши дни здесь не редкость.

Дамаск является еще и главным образовательным центром Сирии. Здесь и сегодня работает Дамасский университет, открытый в 1903 г и считающийся старейшим светским учебным заведением на территории государства. О развитии образовательной системы в Дамаске свидетельствуют сохранившиеся мусульманские учебные заведения — медресе (сочетают в себе функции средней школы и духовной семинарии). Среди них — Аль-Адилийя (ХII в.) и Нурэд-Дин (ХII в.).

Дамаск играет важную роль в жизни верующих. Исторически сложилось так, что в городе существуют как мусульманская община, оформившаяся в эпоху правления арабских династий, так и христианская, появившаяся во времена византийского владычества. Лучшее материальное положение христианского меньшинства и поддержка его со стороны европейских стран вызывало недовольство мусульман. Возникали религиозные конфликты во многих городах Сирии. Наиболее известное столкновение — т н. дамасская резня 1860 г.. когда были убиты тысячи людей в боях между христианами и друзами (арабская этническая группа). Тем не менее со временем обстановка в городе нормализовалась, и теперь столицу Сирии можно назвать городом толерантным по отношению к другим религиям, хотя около 90% населения составляют мусульмане-сунниты.

Символом многовековой истории развития христианства и ислама в Дамаске стало знаменитое архитектурное сооружение: мечеть Омейядов. Это крупнейшее подобное строение в Сирии, и одно из древнейших в мире: возведена она была в VIII в. Считается, что в гробнице, находящейся в стенах мечети, захоронен фрагмент головы Иоанна Крестителя (по арабски пророка Яхья), которого почитают как в христианской, так и в мусульманской культурах. На территорию мечети Омейядов открыт доступ всем желающим, вне зависимости от их вероисповедания.

Несмотря на благополучие и бурное развитие Дамаска, когда в его новых районах строятся высотные бизнес-центры и уровень жизни растет, именно здесь был дан импульс восстанию в Сирии. 15 марта 2011 г несколько сотен человек вышли на улицы столицы с требованием реформ, с того дня по всей Сирии прокатилась волна восстаний, протестов и беспорядков, жестоко подавляемых властью и подстрекаемых радикалами. Это повлекло за собой отставку правительства и сотни жертв среди протестующих и полицейских, и тяжело ударило по экономике страны.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■  Есть основания полагать, что поселения в районе Дамаска существовали еще в каменном веке. Раскопки в предместье Тель-Рамад, обнаружили следы города, датируемые началом 8 тысячелетия до н.э. Кроме того есть свидетельства о поселении в бассейне р. Барада, которое относят к 9000 годам до н.э., что ставит Дамаск наравне с Иерихоном, древнейшим городом мира. Власти и жители города в свою очередь, не дожидаясь признания со стороны ученого сообщества, считают датой основания Дамаска 9000 год до н.э.

■  Согласно Новому Завету, с Дамаском тесно связана судьба святого апостола Павла. Как гласит легенда, в молодости он принимал участие в гонениях на христиан, но жизнь его совершенно изменилась, когда на пути в Дамаск он услышал голос свыше. Прибыв в город, он принял крещение и начал проповедовать христианство.

■  Дамаском называют вид стали, который прежде часто использовался для изготовления холодного оружия и в редких случаях доспехов. Характерная особенность дамасской стали — видимая неоднородность поверхности материала, необычные цвета и узоры на стали. Известен дамаск был еще во времена правления Александра Македонского, и до сих пор вокруг этого вида стали ходят легенды о его небывалой прочности. Правда, до сих пор непонятно происхождение названия стали: кузнецы города никогда не пользовались славой искусных мастеров.

■  Дамаск известен особой тканью, в русском варианте называющейся дамастом. Она представляет собой полотно, поверх которого создается рисунок из переплетения атласных нитей. Производить дамаст в столице Сирии начали еще во времена Средневековья, традиции его изготовления живы до сих пор.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■  Мечеть Омейядов (VIII в.) — одна из древнейших и крупнейших в мире;
■  Мечеть Сайида Ракэйя — в ее стенах расположена гробница, в которой похоронена дочь третьего шиитского имама — Хусейна ибн Али;
■  Мечеть Текейя-аль-Сулайменах (1554 г.);
■  Часовня Святого Павла;
■  Медресе Аль-Адилийя (XIII в.);
■  Медресе Hyp эд-Дин (XII в.);
■  Национальный музей Дамаска — представляет экспозицию, посвященную истории Сирии;
■  Дворец Азем (XVIII в.) — бывшая резиденция оттоманского правителя, ныне музей.


Атлас. Целый мир в твоих руках № 88

 

9 tocek