Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Дур-Унташ, Храм владыки царства мертвых

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Dur Untash Khram vladyki tsarstva mertvykhАрхеологи сегодня спорят о том, считать ли то, что строил эламский царь Унташ-Напириш храмом в городе Дур-Унташ или городом при храме. Так или иначе, но воздвигнутый по его повелению зиккурат — храм верховного бога Иншушинака — это сооружение, подавляющее своей величественностью. В нем все поражает — от размеров до очертаний. Бог Иншушинак — верховный правитель царства мертвых, а вся жизнь человека, согласно древней вере, считалась всего лишь подготовкой к путешествию в загробный мир. Поэтому и храм должен был соответствовать представлению эламцев о вратах в мир иной.

ВО СЛАВУ УНТАШ-НАПИРИША

Царь хотел построить великий город. Но по некоторым признакам археологи догадались, что здесь никогда не было многочисленного населения. Вероятно, это объясняется тем, что при жизни царя в городе непрерывно шло строительство, а после смерти правителя город уже никому не был нужен.

Дур-Унташ — древний город и храмовый комплекс государства Элам, существовавшего с 3-го тыс. до середины VI в. до н. э. на территории, где лежат нынешние провинции Ирана Хузестан и Лурестан.

Город основал царь Унташ-Напириш. У него уже была административная столица Сузы («Атлас» № 342). Но, когда Элам в его правление достиг пика расцвета, царь пожелал увековечить свое имя строительством города-храма и дал ему название Дур-Унташ, или Крепость Унташа. На современном персидском языке его название звучит как Чога-Занбиль и переводится не столь возвышенно: «холм-корзина», что указывает на его форму до проведения археологических раскопок.

Дур-Унташ известен, в первую очередь, своим зиккуратом: это одно из немногих сооружений такого типа вне Месопотамии, где их и начали строить. Он же — самое большое подобное сооружение за пределами Месопотамии.

Зиккурат построен на большой ровной площади и посвящен верховному богу Иншушинаку, небесному покровителю Элама, богу правосудия и властелину потустороннего царства. Все люди считались его слугами, но только царь Элама именовался его любимым слугой. Вход в зиккурат охраняли громадные глазурованные статуи быков и грифонов.

В целом, это было колоссальное строение в пять ярусов в виде выступающих террас, пятый ярус — храм-кукуннум. В своем нынешнем состоянии оно вдвое ниже, но можно представить, что при жизни Унташ-Напириша сооружение просто подавляло каждого, кто оказывался рядом с ним, своими размерами и мощью.

Чтобы придать храму еще большую значимость, царь повелел обнести зикку-рат стеной. За ней было предусмотрено пространство для храмов еще 22 божеств, окруженное еще одной стеной.

Возведено было 11 храмов. При жизни Унташ-Напириша комплекс не был завершен, а его наследники не пожелали продолжать работу над этим крайне затратным сооружением.

Город был найден совершенно случайно, когда британская компания вела разведку нефти в этих местах в 1935 г., и при аэрофотосъемке специалисты увидели концентрические круги (стены) и очертания городских построек с громадным сооружением в центре.


ВОЗВРАЩЕННЫЙ ИЗ НЕБЫТИЯ

Постепенно постройки занесло песком, и в течение 2500 лет никто и не догадывался, что под ними скрыто. А в 1979 г. Дур-Унташ стал первым объектом, внесенным в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в Иране.

За второй «храмовой стеной» находились царские дворцы и городские постройки. Обнаружены руины двух дворцов: один предназначался для самого царя, второй, по всей видимости, был гаремом. Своими размерами они могли соперничать с зиккуратом. Под дворцами находились каменные лестницы, что вели в подвалы на глубине 6 м. Археологи предполагают, что они предназначались для царских гробниц.

Дворцы и город окружала длинная внешняя стена. Царь задумал ее как своеобразный «стенд» для рассказа о собственных достижениях, наставлений потомкам и угроз всевозможным врагам. Найдено много кирпичей, на которые нанесены соответствующие надписи, по-восточному витиеватые: «Кто похитит надписанные кирпичи и откроет приближающемуся врагу ворота, того пусть поразит кара Хумпана, Иншушинака и Киририши! Да не сохранит он под солнцем потомков!»

Стремление месопотамских царей строить города в пустынной глуши, подальше от любого врага, создавало большие сложности со снабжением жителей свежей водой. Унташ-Напириш, который только что разграбил Вавилонию и угнал ее жителей в рабство, располагал средствами и достаточным количеством рабочих рук, чтобы прорыть 50-километровый канал от реки Керхе к городу. Его вода использовалась и для питья, и для орошения полей, и для скота.

Это было сложное гидротехническое сооружение, так как Дур-Унташ располагается на несколько метров выше уровня воды в канале. Жители получали воду через систему сообщающихся резервуаров. Гордый своим творением царь оставил еще одну надпись: «Я, Унташ-Напириш, во имя моей жизни и моего благополучия воспользовался правом царской власти и по велению сердца моего соорудил на многие дни и долгие годы канал „Слава моего имени"».

Город просуществовал до ассирийского завоевания, когда его разрушили по повелению царя Ашшурбанипала в 640 г. до н. э. К тому времени уже и водопроводный канал пришел в негодность, и жизнь в городе остановилась.


Атлас. Целый мир в твоих руках №386


Читайте в этом номере:

МАВЗОЛЕЙ ЦИНЬ ШИХУАНДИ: Пирамида китайского фараона
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ: Маркс, Энгельс и немецкие колонисты
ДУР-УНТАШ: Храм владыки царства мертвых
ЛИМОЖ: Фарфоровый город
ЮЖНАЯ НИГЕРИЯ: Дельта Нигера — нефть с кровью
ЦЕНТРАЛЬНАЯ ВЕНГРИЯ: Пешт и Будапешт

 

9 tocek