Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Флоренция, Симфония искусств

Флоренция, Симфония искусств - 5.0 out of 5 based on 6 votes
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Florentsiya Simfoniya iskusstvРодина Ренессанса, город Данте и Боккаччо, место, где творили Джотто, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Брунеллески... Город Медичи — семьи торговцев, члены которой становились Папами Римскими и герцогами, выдавали девушек своей фамилии замуж за королей и женились на принцессах.

Флоренция, столица Тосканы, — всемирно значимый центр искусств и памятников эпохи Возрождения, периода, когда культура Европы «открыла» человека.

ГОРОД МЕДИЧИ

История Флоренции много лет находилась в руках семьи Медичи, представители которой имели влияние на судьбы всей Европы.

Принимал ли участие лично Юлий Цезарь в основании поселения Флоренция для римских солдат-ветеранов в 59 г. до н. э., точно неизвестно. Но городок, чье название означало «цветущая», действительно быстро расцвел. Основную роль сыграло расположение города — на бойкой Кассиевой дороге, ведущей, разумеется, в Рим.

Однако настоящее величие ждало Флоренцию не в античные времена — мировая слава пришла к ней, когда в XIV е. она стала центром Ренессанса. Богатый купеческий город, чеканивший с 1252 г. собственную золотую монету — флорин, одну из самых устойчивых валют того времени, мог себе позволить масштабное строительство и покровительство искусствам.

Когда в 1434 г. власть во Флоренции перешла к семейству купцов и банкиров Медичи, наступил период, который иначе называют «золотым веком» флорентийского искусства. Первый из Медичи, получивший власть над городом, Козимо Старший, дружил с людьми искусства и вкладывал немалые средства в украшение города. При нем были построены церковь Сан-Лоренцо, ставшая впоследствии семейной усыпальницей Медичи, монастырь Сан-Марко, дворец, который сегодня называется палаццо Медичи-Риккарди. В доме Козимо запросто бывали Донателло (1386-1466), Фра Филиппо Липпи (1406-1469), Бру-неллески. Козимо передал своим наследникам не только немалое состояние, но и «высокий стиль жизни» — привычку править и покровительствовать прекрасному.

Внук Козимо Старшего, Лоренцо (1449-1492), получил от современников прозвище Великолепный. Он первый в семье заключил династический брак — женился на наследнице древнего рода Орсини, научился тонко использовать искусство в политических целях и укрепил влияние семьи в масштабах страны, сделав своего сына и племянника кардиналами (будущие Римские Папы Лев X (1475-1521) и Климент VII (1478-1534)). Лорен-цо — создатель первой в Европе публичной библиотеки, он же открыл во Флоренции университет. Во многом великолепие двору Лоренцо придавали Леонардо да Винчи (1452-1519), Сандро Боттичелли (1445-1510), До-менико Гирландайо (1449-1494), в разное время работавшие во Флоренции. Юный Микеланджело Буонаротти (1475-1564) прожил у Лоренцо два года меценат хотел поддержать талантливого юношу. Микеланджело учился в школе молодых художников и ваятелей, созданной Лоренцо.

Хотя через два года после смерти Лоренцо Великолепного Медичи были изгнаны из Флоренции, благодаря своим семейным связям им удалось не только вернуть Флоренцию, но и стать герцогами Тосканскими (1537 г.). Козимо I Медичи, Великий герцог Тосканский, основал новую династию, которая правила ровно два столетия. Медичи женились на принцессах, всходили на папский престол, девушки этой фамилии становились королевами и герцогинями. Но главным итогом деятельности этой семьи стала прекрасная Флоренция, великий памятник Возрождения.

Всю Флоренцию целиком часто называют единым памятником эпохи Возрождения из-за великолепной сохранности многочисленных шедевров, оставленных городу Возрождением. Наиболее интересные памятники находятся вокруг старинного центра города — Пьяцца Синьории.


МОРЕ КРЫШ ЭПОХИ РЕНЕССАНСА

От Пьяццале Микеланджело, расположенной на южном берегу реки Арно, открывается красивейшая панорама Флоренции. Исторический город занимает скромную, по нынешним меркам, территорию, за несколько дней его возможно обойти пешком.

Флоренцию по праву считают центром возникновения Ренессанса. Именно флорентиец Джотто ди Бондоне (1267-1337), художник. чьи картины и фрески показали совершенно новый облик человека, считается основателем итальянской живописи эпохи Возрождения. Он же — автор проекта колокольни кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1296-1436), купол которого уже век спустя возвел великий Филиппо Брунеллески (1377-1446).

Этот купол сегодня возвышается над морем черепичных крыш Флоренции, сохранившей свой ренессансный облик. А рядом — колокольня Джотто. Вместе с башней Палаццо Веккьо — городской ратуши, стоящей на главной площади города Пьяцца Синьории, они считаются тремя главными достопримечательностями Флоренции.

Пьяцца Синьории — великолепный музей под открытым небом. Сегодня все статуи на площади, кроме «Персея с головой Медузы» Бенвенуто Челлини (1500-1571), заменены на копии. Но это не уменьшает впечатления от площади, в центре которой находится прекрасный Фонтан Нептуна работы Бартоломео Амманати (1511-1592) и конная статуя первого герцога Тосканского Козимо I работы Джамболоньи (1529-1608). Рядом круглая мраморная доска отмечает место, на котором в 1498 г. со своими сподвижниками был сожжен фанатичный монах Джи-роламо Савонарола (1452-1498), едва не лишивший Флоренцию великих произведений искусства. Увлеченные его проповедями горожане бросали в костер картины, скульптуры, красивые ткани, драгоценности. Даже ученики Сандро Боттичелли, каясь, уничтожали свои произведения.

Баптистерий Сан Джованни самое древнее из сохранившихся зданий Флоренции. Он был построен в IV-V вв. возле северных ворот Флоренции римского периода, а свой нынешний облик получил в XI—XIII вв. Бронзовые Восточные ворота баптистерия работы Лоренцо Гиберти (1378-1455) со сценами из Ветхого Завета сам Микеландже-ло назвал «Врата рая».

В готической базилике Санта-Кроче похоронены великие флорентийцы Ми-келанджело, Николо Макиавелли (1469-1527), Галилео Галилей (1564-1642).

Здание, в котором теперь располагается Галерея Уффици, было построено знаменитым архитектором Джорджо Вазари (1511-1574) по распоряжению Козимо I, который намеревался собрать все административные службы города под одной крышей. Уффици как раз означает — «офисы». В 1575 г. здесь была помещена семейная коллекция Медичи, которая позже стала основой музея.

Благодаря страсти семейства Медичи к прекрасному, Флоренция сегодня может похвастаться множеством музеев так, помимо Галереи Уффици, Па-латинская галерея и Музей серебра в Палаццо Питти — наследники коллекции Медичи. После смерти последнего Великого герцога Тосканского Гастона Медичи в 1737 г. его сестра Анна Мария Луиза передала в дар городу все собрание семьи.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■  Хотя свою знаменитую «Божественную комедию» поэт Данте Алигьери (1265-1321) писал уже после разлуки с Флоренцией, откуда он был изгнан, вдохновение поэт черпал в воспоминаниях детства и юности в родном городе, где в 1274 г. ребенком встретил любовь всей своей жизни — Беатриче Портинари. И после смерти Беатриче в 1290 г. Данте продолжал посвящать ей свои произведения.

■  Другой знаменитый флорентиец — Джованни Боккаччо (1313-1375), автор «Декамерона», убедил своих сограждан создать особую кафедру Флорентийского университета для изучения «Божественной комедии». В 1373 г. ему поручили руководство этой кафедрой.

■  И сегодня во Флоренции часто встречается герб рода Медичи — шесть шаров, изображенных на щите. Согласно легенде, которую пропагандировало само семейство Медичи, это капли крови великана, угрожавшего Флоренции и убитого основателем рода. Однако история объясняет происхождение шести шаров более прозаично — предками Медичи были аптекари, традиционным символом которых в средневековье были шары, то есть скатанные вручную пилюли.

■  Первый из Медичи, получивший реальную власть во Флоренции, Козимо Старший (1389-1464). невзирая на все свое влияние, официально был рядовым гражданином Флоренции. Когда архитектор Филиппо Брунел-лески(1377-1446)предложил ему проект грандиозного по размерам и роскоши дворца, Козимо отказался из нежелания вызывать зависть сограждан. Проект осуществил политический противник Козимо — Лука Питти. Но в результате Питти разорился, а дворец через столетие перешел к потомку Козимо Старшего — герцогу Тосканскому Козимо I.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■   Пьяцца Синьории: Палаццо Веккьо, Галерея Уффици;
■   Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре;
■   Базилика Санта-Мария-Маджоре;
■   Базилика Санта-Кроче;
■   Церковь Сан-Лоренцо;
■   Баптистерий Сан-Джованни;
■   Мост Понте Веккьо;
■   Мост Санта-Тринита;
■   Палаццо Питти;
■   Палаццо Строцци;
■   Палаццо Медичи-Риккарди;
■   Музей Барджелло;
■   Палаццо Даванцати;
■   Национальный археологический музей Флоренции;
■   Площадь Республики;
■   Ботанический сад;
■   Монастырь и музей Сан-Марко;
■   Галерея Академии изящных искусств;
■   Дом Данте;
■   Музей истории науки.


Атлас. Целый мир в твоих руках №17


Читайте в этом номере:

НИДЕРЛАНДЫ: Страна тюльпанов и мельниц
ПАПУА - НОВАЯ ГВИНЕЯ: В современность - из каменного века
ФЛОРЕНЦИЯ: Симфония искусств
ВОЛГА: Самая русская река
НУБИЙСКАЯ ПУСТЫНЯ: От излучины Нила
АРКАНЗАС: Край больших возможностей
ДАНИЯ: Индустриальная страна без природных ресурсов

 

новости vw-2

Карта сайта

9 tocek

Смотрим здeсь vw-1