Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Геоглифы Пальпа, Послание из прошлого

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Geoglify Palpa Poslanie iz proshlogoВсем известны рисунки плато Наска, куда менее известны геоглифы соседнего с ним плато Пальпа. Кто и зачем выложил на склонах холмов гигантские фигуры человекоподобных существ — так и остается пока тайной, порождая несметное количество причудливых версий. Кто-то уверен, что это — дело рук инопланетян, таким образом отметивших взлетно-посадочные полосы для своих космолетов. Мистики полагают, что это — страницы волшебного календаря, и тот, кто сумеет их прочитать, будет править миром.

Антропоморфные — человекоподобные — геоглифы Пальпа — одна из величайших загадок на планете. Кто, когда и с какой целью создал эти гигантские рисунки на склонах и вершинах перуанских холмов — так до сих пор и неизвестно.

ГЕОМЕТРИЯ В ПУСТЫНЕ

Колоссальные фигуры на пустынном плато Пальпа появились здесь задолго до открытия Америки Колумбом, и уже к тому времени их смысл был утрачен.

На южном побережье Перу находится пустынное плато Пальпа. Исследователям древних цивилизаций более известен его сосед — плато Наска, что в 20-30 км южнее Пальпа. Наска широко известно своими геоглифами и линиями, но в Пальпа также находятся эти колоссальные изображения, причем еще менее изученные.

Наблюдаются резкие различия во внешнем виде обоих плато. Если Наска — это почти идеально ровное пространство, то Пальпа куда более изрезанно. Пальпа покрыто холмами и меньшего размера. Это обстоятельство, в частности, и послужило причиной того, что изображения в этих местах оказались менее изученными.

На плато Пальпа, так же как в Наска, расположено большое количество геоглифов — нанесенных на землю геометрических или фигурных узоров, большинство из них настолько гигантских размеров, что их можно рассмотреть только с воздуха.

Если изображения в Наска растянулись на плоской поверхности, то в Пальпа большинство линий и полос расположено на вершинах невысоких холмов. Изучив рельеф Пальпа, археологи пришли к выводу, что древние жители этих мест потратили немало сил на то, чтобы срезать вершины холмов и удалить камни: никаких остатков этой гигантской работы здесь не обнаружено, камни словно испарились.

К холмам древние творцы подходили весьма избирательно, работая с одним и при этом совершенно не трогая окружающие холмы.

По своему типу геоглифы Пальпа делятся на геометрические (фигуры, на первый взгляд, лишенные смысла) и символические (изображения, в которых можно уловить сходство с людьми, животными и растениями). При попытке сравнить изображения в Наска и Пальпа в глаза бросается тот очевидный факт, что на плато Наска обнаружен только один рисунок, в котором можно заметить сходство с человекоподобным существом (его позвали «астронавтом», его высота — около 30 м). Зато на плато Пальпа обнаружено никак не меньше десятка изображений человеческих существ.

Также уникальны и свойственны только плато Пальпа изображения нескольких геометрически строго выверенных фигур. Речь идет о «коллекции» рисунков, получивших обобщающее наименование Эстрелла — Звезда. Под «звездой» имеют в виду центральную часть всей композиции, где расположены два квадрата, наложенных друг на друга под углом 90°. Вместе они представляют собой восьмиконечную звезду, а рядом — еще одна восьмиконечная звезда, но меньшего размера. В целом эта композиция занимает площадь около квадратного километра. Еще больше загадочности ей придают лунки, разбросанные по всему рисунку и обладающие неким скрытым смыслом. Нигде рядом — ни в Пальпа, ни в Наска — не найдено подобной, строго вымеренной геометрической композиции.

Геоглифы плато Пальпа — одна из величайших загадок исчезнувших цивилизаций, разрешение которой станет величайшим открытием планетарного масштаба.


В ЛАБИРИНТЕ ВЕРСИИ

Древняя культура, предшествовавшая цивилизации инков на территории современного Перу, создала огромные рисунки, явно приспособленные для созерцания с высоты, но смысл их до сих пор неясен.

Что за цивилизация сотворила рисунки в Пальпа — до наших дней остается загадкой. Точно известно лишь то, что они принадлежат археологической культуре, расцвет которой пришелся на промежуток между 300 г. до н. э. и 800 г. н. э., т. е. речь идет об эре доколумбовой Америки, более того, о периоде до эры инков.

Некоторые археологи приписывают эти рисунки древней культуре паракас — одной из древнейших цивилизаций в районе Анд, занимавшей территорию современного Перу. Народ паракас задолго до жителей Древнего Египта научился бальзамировать своих усопших, однако совершенно не имел письменности, поэтому сведения о них крайне скудны.

На сегодняшний день существует около двухсот версий о происхождении, способах строительства и назначении геоглифов Пальпа. Да и сами рисунки дают достаточно оснований для самых фантастических гипотез: например, рисунок двойной спирали, связанной с зигзагообразной линией. Жители окрестных районов Пальпа прозвали этот рисунок Солнечными часами. По уверениям старожилов, в определенные дни года, например в дни солнцестояния, лучи солнца располагаются аккуратно по основным осям рисунка. Сам же рисунок обрамлен десятками линий и полос, расходящихся на много километров вдаль по вершинам холмов.

Возможно, свет на причины появления здесь этих рисунков могли бы пролить некоторые древние сооружения, которые сохранились в окрестностях Пальпа, однако вплоть до сегодняшнего дня они совсем не исследованы. Существует лишь ничем не обоснованное предположение, что это — остатки поселения инков, или племен, населявших Наска до их прихода.

Ученых привлекают в геоглифах Пальпа до сих пор необъяснимые вещи: идеальные геометрические пропорции, создание которых абсолютно невозможно без разработанной правильной системы координат и знания законов геометрии; уникальная техника исполнения, даже в наше время остающаяся возможной для нас лишь теоретически.

Загадок добавляет и грунт плато Пальпа: климат здесь сухой, дождей нет, ветра тоже, и любой оставленный на земле след может сохранять свою форму столетиями, — вот почему геоглифы дожили до наших дней. Но тогда должны были сохраниться и следы строительной деятельности, но ничего подобного вблизи геоглифов не наблюдается.

Гипотезы о целях создания этих колоссальных геоглифов зачастую принимают довольно экзотический характер в отсутствии точных научных данных. Так, исследователи из США предположили, что геоглифы Пальпа использовались древними для контроля над рождаемостью в годы неурожая. В период резкого скачка рождаемости местные вожди занимали все трудоспособное население нанесением линий и рисунков в пустыне, чтобы у людей просто не оставалось ни сил, ни времени на воспроизведение потомства.

Понятно, что на фоне таких версий гипотеза об инопланетном происхождении геоглифов (представители инопланетной цивилизации посетили Землю, вступили в контакт с местными жителями и зачем-то оставили эти рисунки) не кажется такой уж невероятной.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Существуют следующие способы создания геоглифов: снятие верхнего слоя почвы по периметру узора и засыпка щебня по линии узора.

■ По утверждению группы американских археологов, они сумели разглядеть на склоне одного из холмов изображение животного, напоминавшего динозавра.

■ Странным кажется тот факт, что самая известная исследовательница рисунков Наска — немецкий ученый Мария Райхе (1903-1998 гг.) — в своих работах ни разу не упомянула о соседнем плато, хотя не знать о нем не могла.

■ До наших дней так и не составлены карты, отображающие всю картину геоглифов района Пальпа и Наска.

■ В 1940-х гг. Мария Райхе была помощником американского археолога Пола Косока — первооткрывателя изображений в Наска. Когда 1948 г. Косок оставил эти исследования, Райхе продолжила работу по нанесению геоглифов на карту. Согласно ее теории, строители линий использовали их как солнечный календарь и для наблюдения астрономических циклов.

■ Чтобы получить изображение линий, видных только с высоты, Мария Райхе обратилась за помощью в министерство обороны Перу, которое помогло ей провести аэрофотосъемку геоглифов.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные: плато Пальпа.
Исторические: геоглифы на склонах и вершинах холмов (Звезда, Солнечные часы, Таблица), остатки древних поселений.


ЦИФРЫ

Площадь под геоглифами: 145 км2.
Возраст геоглифов: более 2500 лет.
Ширина линий-траншей: до 150 см.
Глубина: 40-50 см. Длина: до 20 км.


Атлас. Целый мир в твоих руках №265


Читайте в этом номере:

ДЖЕННЕ. Остров в пустыне
ОСТИЯ АНТИКА. Морской аванпост Древнего Рима
МАЛАБАРСКИЙ БЕРЕГ. Край вечного дождя
ГЕОГЛИФЫ ПАЛЬПА. Послание из прошлого
СУДАК. Черноморская цитадель
АКАДИЯ. Французская Америка

Видео по теме:

«Мир наизнанку-1» с Дмитрием Комаровым. Латинская Америка
«Мир наизнанку». с Дмитрием Комаровым
В поисках приключений. Михаил Кожухов. Латинская Америка
Далеко и ещё дальше с Михаилом Кожуховым. Латинская Америка
Михаил Кожухов

 

9 tocek