Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Ломбок, Остров двух океанов

Ломбок, Остров двух океанов - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Lombok Ostrov dvuh okeanovИндонезийский остров, входящий в Малайский архипелаг и группу Малых Зондских островов, омываемый водами двух океанов — Тихого и Индийского. Вечный соперник соседнего, более успешного во многих отношениях острова Бали. Но у Ломбока есть перед ним свои преимущества — он не столь многолюден, здесь меньше всякого рода коммерческих мест, а природа столь же прекрасна.

ОКЕАНСКИЙ «ПЕРЧИК»

Название «Ломбок» в переводе с индонезийского языка означает «острый перец».

Название родилось в связи с формой острова: по своим очертаниям он действительно напоминает этакий перчик с загнутым хвостиком. Но в переносном смысле этого слова Ломбок на протяжении своей истории был весьма «острым» и для властителей острова Бали, и для европейского колонизатора этого региона — Голландии.

Как предполагают антропологи, сасаки, которые составляют преобладающую часть населения Ломбока, мигрировали с острова Ява. Допускается также, что из Индии и Бирмы в середине I тысячелетия до н. э. Но это в теории, по каким-то косвенным признакам и сведениям, археологических раскопок на острове не велось. Первые отрывочные сведения о жизни на острове датируются IX в. По этой в историческом ключе весьма смутной картинке выходит, что сасакские княжества с самого начала попали под влияние балийцев. Вот это уже похоже на правду. Острова соседствуют в Малайском архипелаге, и хотя по площади они почти равны, Бали, более развитый и в экономическом, и в культурном отношении, всегда был властным «старшим братом» по отношению к Ломбоку, но самое главное — более влиятельным. По уже более достоверным, хотя и разрозненным, сведениям, происходящим с Бали, местные ломбокские княжества с XI в. попали к балийцам в полное подчинение. Те же источники свидетельствуют, что ломбокские княжества враждовали между собой. Независимости от балийцев удалось добиться в XIII в. только одному местному княжеству — Селапаранг, причем у него получилось подчинить себе не только Ломбок, но и часть острова Сумбава. В 1357 г. Селапаранг подвергся нападению со стороны яванского княжества Мад-жапахит, также имевшего колонии на острове Сумбава, использованные как плацдарм. Однако вскоре лом-бокцы сумели выгнать захватчиков со своих территорий.

Более точные данные о жизни на Ломбоке относятся уже к XVII в. К этому времени отношения между ломбокцами (сасаками) и балийцами приняли дружественную форму: заключались браки, и не только династические. И тут на исторической сцене появились колонизаторы. Это были голландцы, стремившиеся закрепиться на Малых Зондских островах. В 1667-1668 гг. между голландскими отрядами и ломбокцами произошли серьезные столкновения. В итоге с Ломбока голландцы вынуждены были уйти, но владения княжества Селапаранг на Сумбаве захватили. Однако в 1674 г. Голландской Ост-Индской компании удалось заключить с принцессой княжества договор, по форме торговый, по сути политический, что, конечно, не понравилось балийцам. Балийское княжество Ка-рангасем давно имело виды на Ломбок, и в 1740 г. ему удалось осуществить свои захватнические планы.

О недавней идиллии между балийца-ми и ломбокцами в этот период уже никто не вспоминал.

Примерно через 150 лет после этого отношения между ними настолько обострились, что ломбокцы стали искать защиты у голландцев. Те ответили с оружием в руках и в 1894 г. изгнали балийцев с острова, не преминув, конечно, установить свою власть над ним. Остров вошел в Нидерландскую Ост-Индию (а ею тогда была практически вся нынешняя Индонезия) и отныне должен был платить метрополии непомерно высокие налоги. Поняв, что оказались в ловушке, ломбокцы восстали теперь уже против своих недавних заступников, но потерпели ряд поражений. В результате остров был разорен. Во время Второй мировой войны в 1942-1945 гг. Нидерландская Ост-Индия, в том числе и Ломбок, была оккупирована Японией. Голландцы сопротивлялись, но были разбиты.

17 августа 1945 г. была провозглашена независимость Индонезии, но буквально в тот же день голландцы восстановили колониальный контроль на Ломбоком. Последовали еще три года затяжных переговоров и вооруженных стычек, прежде чем в 1949 г. между Нидерландами и Индонезией было заключено соглашение по Ломбоку: он стал индонезийским.

Остров Ломбок вулканического происхождения, входит в Малайский архипелаг и группу Малых Зондских островов. С севера и северо-востока его омывает море Бали Тихого океана, с юга — воды океана Индийского. Аомбокский пролив на западе отделяет этот остров от острова Бали, а пролив Атлас на востоке — от острова Сумбава. Южная часть Ломбока представляет собой известняковое плато с возвышениями, доходящими до 716 м. Чем дальше на север, тем выше (сначала постепенно, а затем весьма резко) становится его рельеф, который венчает потухший вулкан Ринджани (3726 м), третья по высоте вершина Индонезии. Остров окружают мелкие островные группы.


ЭТА ТРУДНАЯ РАЙСКАЯ ЖИЗНЬ

Остров Ломбок соперничает с Бали и поныне, теперь — в области туризма.

Кому-то нравится более яркий, парадный и комфортабельный Бали, кому-то — более провинциальный и менее пафосный Ломбок. Серфинг и дайвинг на обоих островах почти равноценный, сервис — тоже, а климат на Ломбоке несколько более сухой, чем на Бали: спокойный отдых в тихом «раю», как любят выражаться туристы, предпочитающие жаркие страны, обеспечен. Для самих же жителей острова жизнь на нем далеко не всегда и была, и есть райская. В период 1957-1965 гг., при президенте Сукарно, коммунисты, в том числе и на Ломбоке, получали поддержку, и коммунистическая идеология на самом деле нравилась беднякам-островитянам. При следующем президенте, Сухарто, в 1965-1998 гг., коммунистов, наоборот, стали жестоко притеснять и сажать в тюрьмы. Несмотря на это и жестокие засухи 1966 и 1973 гг., в целом этот период ломбокцы расценивают теперь как благоприятный. Понять их непросто, ведь именно при Сухарто они массово, из-за голода и репрессий,покидали родной остров. В их оценке, если вникнуть в суть этого противоречия, главную роль сыграло то важное обстоятельство, что в 1980-е гг. началось массовое строительство отелей и иной туристической инфраструктуры. Как только все построенное заработало, они потихоньку стали возвращаться на Ломбок. И тут грянуло новое потрясение: в 2000 г. в столице острова городе Матараме начались спровоцированные балийцами (но не местными, а приехавшими специально с Бали, как считают сасаки) яростные стычки с предприимчивыми китайцами. Тех на острове хоть и всего ничего относительно и сасаков, и балийцев, но они как-то сумели расторопно прибрать к своим рукам туристический бизнес. И он, этот бизнес, только-только начавший оперяться в качестве конкурента Бали, естественно, рухнул. Только к концу 2010-х враждующие стороны как-то все-таки сумели договориться действовать к взаимной выгоде, и сейчас туризм — основная экономическая опора острова.

Главная проблема острова Ломбок — нехватка пресной воды. Основные причины этого — сокращение площади лесов вследствие их неконтролируемой вырубки и регулярные засухи. Последняя по времени катастрофическая засуха случилась в 2010 г., все округа острова тогда были объявлены зоной стихийного бедствия. Не такой уж редкий случай, когда человеку, чтобы принести домой ведро воды, приходится проходить путь в несколько километров. Об установках опреснения морской воды пока на острове говорят только в качестве планов на перспективу: слишком уж много электроэнергии они, эти установки, требуют, а с энергией на острове тоже не сказать чтобы хорошо. И опять живым укором все тот же Бали, там пресная вода приемлемого качества течет не только из крана, но и в бассейнах.

Ислам начал свое победное шествие на индонезийских островах в XIII-XV вв., его принесли арабы-мореплаватели с Ближнего Востока и индийские купцы-мусульмане, в свите которых непременно состояли проповедники новой для островитян веры. Сегодня большинство жителей Ломбока мусульмане, причем ислам здесь хоть и отчетливо выраженного суннитского толка, но имеет существенное отличие от всех прочих разновидностей этой религии, на Ломбоке принято молиться не пять раз день, а всего лишь три раза. Этот ислам так и называется: «ислам вету телу», то есть, если перевести буквально, «трехразовый ислам», особенно широко он распространен на севере острова. С чем связано такое отступление от ортодоксальных норм, трудно сказать, остальной исламский мир считает на этом основании лом-бокцев «ненастоящими» правоверными мусульманами, но те к этой оценке относятся совершенно индифферентно. Может, потому, что придерживаются одновременно с исламом и древних верований своих предков в языческих богов, добрых и злых духов, а те волноваться из-за таких пустяков, как обязанности и каноны, не велят.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Одним из главных действующих лиц во время противостояния ломбокцев и голландцев в 1894 г. был наш соотечественник родом из Молдавии Василий Пантелеймонович Малыгин, по профессии горный инженер. Голландцы считали его русским шпионом, одного только не понимали — что нужно России в этих краях? Малыгин и правда фигура во многим загадочная. Непонятно, прежде всего, что побудило его вообще окунуться с головой в эту историю. Это если с рациональной точки зрения рассуждать. А если предположить, что Малиган, как звали его на острове, именно тот, в ком «не угас дух авантюризма», то все выстраивается. Одно его «поджигание воды» чего стоит. Чтобы расположить к себе местного раджу, Малиган заявил, что может совершить чудо — воспламенить воду. Производя над чаном с водой сложные пассы руками, произнося заклинания, он незаметно бросил в чан кусочек натрия. Последовала вспышка, а Малиган стал первым советником раджи. Затем он добывал для ломбокцев оружие, для чего покупал корабль, поднимал их зажигательными речами на восстание, сидел в индонезийской тюрьме, исчезал и появлялся то в Одессе, а то в Сингапуре, убежал из-под полицейского надзора на родине. Существуют и рассказы о необычайной романтической любовной истории, с ним связанной. Но вот когда он умер и где похоронен, не знает никто.

■ Самый распространенный вид транспорта на острове — двухколесные повозки чомбоко, в повседневной жизни островитян они используются по прямому назначению, в туристических кластерах — для неспешных прогулок гостей Ломбока.

■ По ломбокскому этикету, входя в дом (и даже в некоторые офисы, о чем, как правило, предупреждается заранее), полагается снимать обувь. Категорически нельзя ничего передавать левой рукой, а уж тем более протягивать ее другому человеку — это верх неприличия, если не сказать, вызывающего поведения.

■ Водный дворец Маюра в отличие от «дома отдыха» парка Нармада строился не для приятного времяпрепровождения и развлечений среди столь ценимой на Ломбоке воды, а как место королевского правосудия. В 1894 г. дворец был сильно разрушен в результате битвы между голландцами и балийцами, и теперь под этим названием понимается скорее просто парк, украшенный, однако, не только садовыми скульптурами и жертвенниками, но и жерлами пушек.

■ Между островами Бали и Ломбок проходит Линия Уоллеса — западная биогеографическая граница переходной зоны между азиатской и австралийской флорой и фауной нашей планеты.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■ Гора вулканического происхождения Ринджани, высокогорное озеро Сегара-Анак в его кальдере, горячие источники на склонах (национальный парк вулкана Ринджани).
■ Острова кораллового происхождения Джили, популярное место дайвинга.
Водопады: Отакокок, Синданг-Джила, Тиу-Келеп, Бетара Пеньянг.
■ Индуистский храм Пура-Меру (1720 г., крупнейшее культовое сооружение на острове).
■ Храм Пура-Лингсар (1714г.), посвященный так называемому трехразовому исламу и индуистскому богу Шиве.
■ Водный парк Нармада (построен для королевской семьи в XIX в.), на его территории — индуистский храм Пура-Каласа, плавательный бассейн, «фонтан молодости», цепочка небольших озер и источников.
■ Водный дворец Маюра (1744 г.).
■ Традиционные деревни ремесленников: сукараре (шелкоткачество по древним технологиям), прингасела (изготовление национальных одежд), сурадади (плетение из пальмовых листьев), пенуяк (гончарный промысел).
■ Пляжи Джили, Синджане, Синджиджи.


Атлас. Целый мир в твоих руках №223

Читайте в этом номере:

ЛОМБОК. Остров двух океанов
БАДХЫЗСКИЙ ЗАПОВЕДНИК. Охраняемая территория на юге Центральной Азии
РИФТ-ВАЛЛИ. Кенийская часть Восточно-Африканской рифтовой долины
МАНИКУАГАН. Метеоритный кратер в провинции Квебек
ЛАТГАЛИЯ. Озерный край в центре Балтии
ОСТРОВ КЕНГУРУ. Часть штата Южная Австралия

Видео по теме:

«Мир наизнанку-5» с Дмитрием Комаровым. Индонезия
«Мир наизнанку». с Дмитрием Комаровым
В поисках приключений. Михаил Кожухов. Индонезия
Далеко и ещё дальше с Михаилом Кожуховым. Индонезия
Михаил Кожухов