Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Лукка, Под покровительством Святого Павлина

Лукка, Под покровительством Святого Павлина - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Lukka Pod pokrovitelstvom Svyatogo PavlinaИтальянскому городу Лукка повезло в том отношении, что до него не сумели добраться средиземноморские пираты: город отстоит от побережья на тридцать километров. Но завоеватели никак нэ желали оставлять его в покое. И это неудивительно: жители весьма преуспели в торговле, нажив неслыханные капиталы на обеспечении крестовых походов, а затем удачно вложив деньги в ремесленное производство.

СЫРОЙ ГОРОД

Лукку со всех сторон окружают влажные равнины реки Серкьо, под землей целые озера, отчего название города в переводе с местного наречия означает «болотистый».

Лукка расположилась в историческом центре Италии, неподалеку от реки Серкьо, в 30 км выше по течению от впадения ее в Тирренское море. Город занимает живописные холмы, что вздымаются от речной долины наподобие амфитеатра.

Такое прекрасное место сначала обнаружили этруски (по другой версии — лигуры), построившие здесь город. Как поселение Лукка впервые упоминается еще в 218 г. до н.э.

Bo II в.дон. э. город был захвачен римлянами, камня на камне не оставившими от него. Покорители заново отстроили город и использовали природные особенности местности, чтобы соорудить оборонительные стены, форум и амфитеатр.

После падения Римской империи Лукка поочередно оказывалась под властью готов, франков и лангобардов. В VI в. город стал одной из резиденций лангобардских королей, а затем — маркграфов Тосканы.

Расцвет Лукки пришелся на период крестовых походов; горожане неплохо зарабатывали на снабжении рыцарей и перепродаже вывезенных с Востока ценностей. После окончания крестовых походов горожане выгодно использовали капитал, превратив Лукку в крупный торговый и ремесленный центр, специализируясь на производстве шелка и сукна и старательно избегая конфликтов с соседями.

Однако соседи имели свои виды на богатый город, и Лукка подпала сначала под власть Генуи, затем Пармы, Вероны, Флоренции.

В 1378 г. Лукка смогла стать аристократической республикой, и этот счастливый период продолжался до XIX в. В 1805 г. после завоевания французами на базе республик Лукка и Пьомбино было образовано княжество Лукка и Пьомбино. Оно стало частной собственностью Элизы — сестры Наполеона, но после Венского конгресса досталось испанцам.

В 1860 г. Лукка вошла в Сардинское королевство, ас 1861 г. стала частью единой Италии.

Город Лукка находится в Центральной Италии, в долине реки Серкьо, впадающей в Лигурийское море.


СТЕНЫ РЕНЕССАНСА

Лукка известна во всем мире своими крепостными стенами эпохи Ренессанса — единственным сохранившимся образцом таких укреплений, сохранившихся полностью в довольно большом городе.

Лукка сохранила наследие римлян: в основе ее лежит традиционная планировка, предполагающая разделение города двумя линиями (в данном случае улицами Филлунго и Йенами) на кварталы. В Лукке можно увидеть остатки древних строений.

Символ города — крепостные стены, окружающие центральную его часть: их диаметр — 4,2 км, строились они в течение нескольких веков, пока не приобрели свой нынешний вид в XVI в. Стены потому такие толстые, что решено было учитывать стремительное развитие артиллерии. А своим необычным нынешним видом они обязаны Марии-Луизе Бурбон, которая решила сделать их более «милыми». С 1840 г. городская стена стала парком, окружающим город, а также сценической площадкой для спектаклей и концертов, в том числе — в честь Дня города.

Святым покровителем города Лук-ки считается святой Павлин Луккский: в честь него ежегодно 12 июля проводится большой и красочный День города (Палио святого Павлина), представляющего собой реконструкцию средневекового праздника, с шествием и фейерверками.

Однако самое необычное сооружение в городе — 45-метровая башня Гуиниджи, символ тщеславия одной средневековой семьи торговцев, украшенная древними дубами, что растут прямо на крыше башни.

Занятия жителей Лукки мало чем отличаются от рода деятельности населения других относительно небольших итальянских городов. Те, кто не занят в обслуживании туристов, работают на нескольких предприятиях, выпускающих довольно традиционную продукцию. В частности, Лукка — старейший в стране и один из исторически признанных европейских центров производства бумаги, и до сих пор здесь производят бумагу высших сортов. На местных предприятиях изготавливают также прекрасную обувь и ткани, а также вино, сыры. Среди любителей итальянской кухни Лукка известна благодаря особому сорту копченостей.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Именно в Лукке, в 56 г. до н. э., к тому времени захваченной римлянами, был политически оформлен так называемый Первый триумвират — союз Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса, — правивший Римом, охваченным беспорядками.

■ Со строительством кафедрального собора Св. Мартина связано зарождение особого архитектурного стиля — луккско-романского (луккско-пизанского), для которого характерно декоративное использование ордерных элементов и «полосатого» мрамора, как правило — чередование белого и зеленого, а также причудливые формы колонн.

■ В Лукке появился на свет Джакомо Пуччини (1858-1924 гг.) — итальянский оперный композитор, ярчайший представитель реализма в музыке, создатель опер, вошедших в мировую сокровищницу музыкального искусства: «Манон Леско», «Богема», «Тоска», «Мадам Баттерфляй».

■ Тот факт, что Лукка перешла в личное пользование сестры императора Франции, живо обсуждался в России, в светских салонах, что находит упоминание в романе «Война и мир» Льва Толстого. «Ну, князь, Генуя и Лукка — поместья фамилии Бонапарте», — сказала фрейлина Анна Павловна Шерер князю Василию.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Культовые: романский собор (XI-XV вв., кампанила — XIII в.), церковь Сан-Фредиано (XII в.), церковь Сан-Микеле-ин-Форо (Святого Архангела Михаила на Форуме, XII-XIII вв.), Св. Романа (1281 г.), Св. Франциска (XV в.).
Архитектурные: крепостные ворота Борги (1198-1265 гг.), Часовая башня (XIII в.), Сан-Гервазио (1255 г.) и Сан-Донато (1590 г.), ренессансное Палаццо Преторио (1492-1588 гг.), городские стены (XVI в.), башня Гуиниджи (XVI в.), Палаццо-делла-Синьория (1578-1728 гг.), виллы (XV-XVIII вв.), площадь Амфитеатра, Театр Лилии (1675 г.).
Исторические: руины древнеримских стен, театра и амфитеатра.
Культурные: Музей виллы Гуиниджи (римское и итальянское искусство), Национальная пинакотека Палаццо Дукале (тосканская живопись).


Атлас. Целый мир в твоих руках №255

Читайте в этом номере:

НЕКРОПОЛЬ САККАРЫ. Древнейшее место вечного упокоения царей и их приближенных
КАНЧЕНДЖАНГА. Пять сокровищ великих снегов
ИЕРИХОН. Под библейскими пальмами
ТУНДРА СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ. Меж льдов и болот
КАРНАТАКА. Муссонный штат
ЛУККА. Под покровительством Святого Павлина

 

9 tocek