Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Мадрид. Старый Город, Сентро и его историческое ядро

Мадрид. Старый Город, Сентро и его историческое ядро - 5.0 out of 5 based on 4 votes
Рейтинг:   / 4
ПлохоОтлично 

Madrid Sentro i ego istoricheskoye yadroСентро (Центр) — название административного района № 1 охватывающего большинство объектов культурно-исторического наследия Мадрида. Ядро Сентро — Старый город, собственно исторический центр, откуда и начиналась будущая столица Испании. О Старом Мадриде — первая статья из цикла про центральную часть Мадрида. В ней — рассказ о самых известных улицах и площадях, в том числе о Пуэрта-дель-Соль, Пласа-Майор и Пласа-де-Эспанья. На них находятся здания, построенные в характерных для Мадрида архитектурных стилях — Австрийский Мадрид и барокко Бурбонов. Главное здание этой части города — огромный Королевский дворец.

ОТСЮДА НАЧИНАЛСЯ МАДРИД

Исторический центр — самый старый район города, вокруг которого со временем вырос и остальной Мадрид.

Мадрид — столица и крупнейший город Испании, центр автономной области — общины Мадрид. Важный экономический, транспортный и культурный центр. В Мадриде находятся резиденции испанской королевской семьи, парламента и правительства. Город стоит на берегах мелководной реки Мансанарес, на равнине, к которой с севера и северо-запада подходит цепь гор Сьерра-де-Гвадаррама.

Первые следы древнего человека в районе нынешнего Мадрида относятся к эпохе палеолита — около 500 тыс. лет до н. э. Первое постоянное поселение возникло около 2 тыс. лет дон. э. В эпоху Древнего Рима в районе Мадрида, предположительно, находился городок Майоритум. В V—VIII вв. его захватили вестготы, затем — мусульмане.

После арабского завоевания Испании во второй половине IX в. эмир Кордовы Мухаммад I построил тут крепость Майрит, чье название позднее трансформировалось в Мадрид. Крепость стояла на том месте, где сейчас расположен Королевский дворец, и предназначалась для того, чтобы контролировать перевалы через горы Сьерра-де-Гвадаррама и служить базой для нападений на христианский север полуострова. От той крепости сохранился лишь небольшой фрагмент — Арабская стена.

Христиане вернули Мадрид в XI в. при короле Альфонсе VI, и город стал религиозным центром католической Испании. Мадрид расширялся, строились новые монастыри и церкви.

Периоде 1516 по 1700 г. и постройки того времени получили название «Австрийский Мадрид»: это было время, когда страной правила династия Габсбургов (Габсбургская Испания).

В 1561 г. король Филипп II перенес в Мадрид столицу: тогда это был небольшой кастильский город с населением 20 тыс. человек. Превратившись в столицу, Мадрид начал быстро расти, он был окружен новой стеной, в нем появились роскошные дворцы.

В начале XVIII в. влияние эпохи Просвещения сказалось на облике города, были построены сооружения, до сих пор украшающие Мадрид: арка Пуэрто-де-Алькала, Королевский дворец, Дом Почты на пл. Пуэрта-дель-Соль, Ботанический сад.

Когда к власти пришла династия Бурбонов, король Карл III (1716-1788 гг.), обожавший Мадрид, превратил город в собрание прекрасных зданий, взяв за образец Париж. Во время правления Карла III город достиг наибольшего расцвета, а короля и сегодня вспоминают «как лучшего мэра города», называя Рей алькальд, или «Король мэров».

Три важнейшие площади исторического центра Мадрида — Пуэрта-дель-Соль, Пласа-Майор и Пласа-де-Эспанья.

Пуэрта-дель-Соль — центральная площадь Мадрида, у нее интересная форма в виде полумесяца.

Ее называют Сердцем Мадрида, а ее название переводится как «Врата Солнца». Когда-то здесь действительно стояли Солнечные Ворота, служившие в Средневековье восточным въездом в Мадрид. Они были частью крепостной стены, но их снесли по повелению короля Карлоса I еще в 1521 г. Сейчас здесь сходятся три главные мадридские улицы — Майор, Алкала и Сан-Херонимо.

Долгое время Пуэрта-дель-Соль считали географическим центром Испании. Здесь есть знаменитая «Нулевая точка», или «Километро серо»: бронзовая пластина с надписью Km0 вмурована в тротуар у бывшего Дома Почты, где когда-то размещался главный почтамт Мадрида. На нем висят старинные часы — главные часы Испании: они оповещают о приходе Нового года.

В центре площади возвышается 9-метровой высоты бронзовая конная статуя обожаемого мадридцами Карла III. Еще один памятник — скульптура «Медведь и земляничное дерево» — символ города.

Нынешний законченный вид площадь приобрела после реконструкции 1984-1986 гг.

Историческим центром города является одноименный район Сентро, один из 21 района столицы Испании, в котором сосредоточены важные достопримечательности Мадрида.


САМАЯ ОЖИВЛЕННАЯ ПЛОЩАДЬ ГОРОДА

На Пласа-Майор некогда устраивали бои быков, сжигали еретиков и вешали разбойников.

Пласа-Майор — одна из самых известных площадей Испании — имеет классическую форму прямоугольника со сторонами 200x100 м. Построенная при Филиппе III, она стала материальным воплощением Австрийского Мадрида. Однако ее старомодность никак не устраивала «Короля мэров» Карла III, и центр города переместился отсюда на Пасео-дель-Прадо, где было построено много новых административных зданий во французском стиле.

Многие дома на Пласа-Майор стояли на деревянных сваях, из-за чего на площади нередко происходили пожары. Площадь часто реконструировали, последняя перестройка завершилась в 1853 г. По периметру площади расположились одинаковые по стилю дома, в зданиях были проделаны сквозные арки, образующие девять ворот.

Находящийся неподалеку рынок Сан-Мигель — единственный рынок начала XX в., сделанный из железных ажурных конструкций.

Площадь Пласа-де-ла-Вилья считается олицетворением прежнего Мадрида. Самое старое сооружение на ней — башня Торре-де-лас-Луханес, возведенная еще в XV в., с подковообразными арками в стиле мудехар. Шедевром стиля платереско является стоящее рядом здание Каса-де-Синерос середины XVI в.

Редким для Мадрида образцом бур-бонского барокко является базилика Сан-Мигель. Ее построили в XVIII в. для дона Луиса де Бурбона-и-Фарнезе, младшего сына короля Филиппа X, получившего сан архиепископа в возрасте пяти лет. Фасад базилики украшают четыре статуи — Милосердия, Силы духа, Веры и Надежды.

Собор Сан-Исидро возводился в середине XVII в. для ордена иезуитов. В 1936 г. храм серьезно пострадал от пожара во время Гражданской войны (1936-1939 гг.). После войны началась реконструкция храма, и в результате были достроены две башни  оригинального фасада, которые долгое время оставались незавершенными. Мощи святого Исидора, перенесенные сюда во время правления Карла III, хранятся в саркофаге в главном алтаре храма.

Дворец Санта-Крус первой половины XVII в. — подлинный шедевр эпохи Габсбургов. Однако это здание долго было Королевской тюрьмой, в которой приговоренные к сожжению на костре ожидали казни на Пласа-Майор. Оригинальная ар-хитектура здания полностью сохранилась.

А вот площадь Пласа-де-Санта-Ана тесно связана с испанской литературой. На ней установлены памятники замечательному поэту Федерико Гарсия Лорке и великому драматургу Педро Кальдерону де ла Барке. Последний обращен лицом в сторону находящегося тут же театра «Эспаньоль» постройки первой половины XVIII в.

Рядом, в здании XVIII в., располагается Королевская академия художеств, в числе учеников которой были и два гения — Сальвадор Дали и Пабло Пикассо.

Через весь исторический центр города проходит улица Гран-Виа — главная магистраль Мадрида, по обеим сторонам которой расположились театры, отели, кинотеатры, магазины и рестораны.

Неподалеку от этой шумной широкой улицы находится одно из самых известных культовых сооружений города — монастырь Дескальсас Реалес. Этот женский монастырь занимает здание XVI в. и наполнен многочисленными произведениями искусства. Часть монастыря является музеем. В 1554 г. испанская инфанта Хуана Австрийская осталась вдовой в очень юном возрасте и основала монастырь на месте старинного дворца. В дальнейшем монастырь неоднократно избирали своим прибежищем многие особы королевской крови. Они жаловали монастырю щедрые подарки, и со временем тут накопилась значительная коллекция произведений искусства.

Планировка центра города Мадрида отражает его историю как центра всей громадной Испанской империи: Королевский дворец, широкие площади и монументальные здания., огромные соборы и церкви.


ДОМ ИСПАНСКИХ КОРОЛЕЙ

Когда практически дотла сгорел древний дворец Алькасар, остававшийся символом Мадрида почти тысячу лет, королям потребовался новый символ их власти.

Площадь Испании, или Пласа-де-Эспанья, — еще одна из главных площадей Мадрида, находящаяся к северо-востоку от Королевского дворца на пересечении улиц Гран-Виа, Калье де Принцесса, Калье де Байлен и Сан Висенте. Свой нынешний вид Пласа-де-Эспанья приобрела во время диктатуры Франко, когда здесь в 1940-е гг. был построен небоскреб «Эдифисио-де-Эспанья». Еще одно высотное современное здание на площади — Мадридская башня (Торре-де-Мадрид) — появилось в 1957 г. и было прозвано «Жирафом». Но главная достопримечательность на площади — памятник Сервантесу. Перед сидящим на постаменте писателем расположились бронзовые статуи главных героев его произведения — Дон Кихота (верхом на лошади) и Санчо Пансы (на осле).

Дворец Сенадо — резиденция парламента страны. До того как в 1814 г. на территории дворца разместился парламент, она принадлежала монастырю XVII в. Поскольку монастырские постройки не подходили для проведения заседаний, внутренний дворик накрыли крышей.

Королевский монастырь Энкарнасьон (Воплощения Господня) — женский августинский монастырь на одноименной площади. Его основала Маргарита Австрийская в начале XVII в., он призван был служить напоминанием об указе ее супруга Филиппа III, направленном на изгнание морисков из Мадрида.

К западу от Пуэрта-дель-Соль и до самого до берега реки Манса-нарес расположен Старый город, где находится Королевский дворец. Строительство дворца было начато при первом Бурбоне на испанском престоле — короле Филиппе V в 1734 г.

Дворец был задуман огромным, строительство затянулось на десятилетия. Филипп V скончался, так и не увидев законченное архитектурное творение, и первым монархом, поселившимся в Королевском дворце, стал его преемник Карл III.

В строительстве дворца и украшении его интерьера принимало участие множество мастеров, в основном итальянских и испанских. Внешний его облик выполнен в итальянском стиле, а внутреннее убранство — под влиянием французского стиля тех времен. Стены дворца выложены из гранита, добытого в Сьерра-де-Гуадаррама, и белого известняка. Фасады здания декорированы колоннами ионического ордера и дорическими пилястрами, со всех сторон дворец равномерно украшен в позднебарочном и неоклассическом стиле. Здание дворца имеет три основных этажа и еще два подвальных.

В XIX в. здесь были разбиты скверы и установлены скульптуры, а также построена парадная площадь со стороны восточного фасада.

Дворец оставался официальной резиденцией королевской семьи вплоть до отречения и ссылки в 1931 г. короля Альфонса XIII.

В 1950 г. дворец был открыт для посещения, а после восстановления монархии резиденцией короля стал загородный дворец Сарсуэла XVII в. В то же время часть помещений до сих пор используется для проведения различных официальных королевских мероприятий.

В Королевской оружейной палате, расположенной в павильоне конца XIX в., после пожара, уничтожившего старую Оружейную палату, хранятся королевское оружие и доспехи. Считается, что открытая при Филиппе II Королевская оружейная палата стала первым музеем в Мадриде.

Напротив Королевского дворца стоит Королевский театр — оперный театр Мадрида. Инициатором его строительства был король Фердинанд VII. Работы начались в 1830 г., но замедлились из-за сложной политической ситуации в стране, и открытие театра состоялось лишь в 1850 г Оперы Верди остаются самыми любимыми у мадридской публики. Здесь с большим успехом проходили гастроли «Русского балета» Дягилева: в 1917 г. на этой сцене танцевал великий Нижинский, а в 1921 г дирижировал своим балетом «Петрушка» Стравинский. Сегодня это один из ведущих оперных театров Европы. Каждый сезон здесь проходит около 180 оперных и балетных спектаклей.


Атлас. Целый мир в твоих руках №411