Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Петергоф, Детище Петра

Петергоф, Детище Петра - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Petergof Deticshe PetraЛетняя императорская резиденция на берегу Финского залива, построенная по указу Петра I, меняла облик и застраивалась на протяжении двух столетий. Каждый новый правитель считал своим долгом обновить Петергоф, украсить его в духе времени. К счастью, реставраторы смогли вернуть ансамблю былое великолепие после Великой Отечественной войны, когда дворцовый комплекс был почти стерт с лица земли.

СТРОЙКА ТРЕХ СТОЛЕТИЙ

Императоры и императрицы, словно передавая друг другу эстафету, старались сделать резиденцию в Петергофе еще краше и богаче, для работы над новыми проектами приглашались лучшие архитекторы своего времени.

Приморская резиденция Петергоф, что в переводе с голландского языка означает «Петровский двор», была заложена на месте нескольких финских деревень по задумке первого российского императора Петра I, Архитектурный комплекс должен был стать символом победы Российской империи над Швецией, а заодно и путевым дворцом на маршруте, ведшем от Санкт-Петербурга к острову Котлин, на котором частично располагается город Кронштадт.

Строительные работы на месте Петергофа начались в 1710-е гг. и шли с рекордной скоростью. Уже в августе 1723 г. Петергоф был открыт, его комплекс на тот момент включал Большой дворец, а также дворцы Монплезир и Марли, Большой каскад и еще шестнадцать фонтанов. Уже тогда была заложена основа уникальной водоводной системы: на территории Петергофа действовали Верхнесадский и Ропшинский каналы, а к Марли вода подавалась через водовзводный механизм.

Петру I не суждено было долго наслаждаться красотой своего архитектурного детища. 28 января 1725 г. его не стало, и резиденция была на время забыта: в правление Екатерины I (1725-1727 гг.) и Петра II (1727-1730 гг.) строительные работы в Петергофе не проводились.

Однако впоследствии императрицы и императоры старались оставить свой след в истории Петергофа, приглашая маститых архитекторов и художников для перестройки комплекса и оформления интерьеров.

Первой после смерти Петра I судьбой Петергофа заинтересовалась Анна Иоанновна, взошедшая на престол в 1730 г. На протяжении ее десятилетнего правления строительство на территории резиденции не прекращалось. Для работы над развитием Петергофа был приглашен русский архитектор Михаил Земцов, благодаря которому, в частности, поселение при резиденции приобрело четкую планировку. Для крестьян зодчий создал Мастеровой двор, а для придворных — Кавалерский.

Ставшая в 1741 г. императрицей Елизавета Петровна также позаботилась о том, чтобы Петергоф отвечал духу времени. В работе над совершенствованием дворцового комплекса поучаствовал архитектор Франческо Растрелли. Еще при Петре I его отец Бартоломео Карло приглашался для создания парковых скульптурных групп и декоративных деталей. В частности, уже при Анне Иоанновне к 25-летию победы в Полтавской битве, в 1735 г., он создал «Самсона, раздирающего пасть льву».

Франческо Растрелли был привлечен к еще более ответственной работе. В 1745-1755 гг. по его проекту был перестроен Большой дворец, первоначально выдержанный в сдержанном стиле петровского барокко и приобретший более торжественный облик в стиле елизаветинского барокко. Площадь дворца была увеличена, к нему были пристроены два флигеля. В качестве образца был выбран Версальский дворец Парижа.

Изменения касались не только оформления фасада, но и интерьеров. Так, в залах дворца в качестве одного из декоративных приемов появилась традиционная для Растрелли золоченая резьба по дереву. Покои также были украшены многочисленными зеркалами и живописными плафонами, на полах был уложен наборный паркет. Из спроектированных и декорированных Растрелли помещений свой первоначальный облик сохранили Танцевальный зал, Голубая приемная и аудиенц-зал.

Петергоф состоит из двух основных частей: Верхнего и Нижнего парков. К его территориям также относятся парк Александрия и Колонистский парк, расположенный близ Верхнего сада. Самую высокую точку занимает Большой дворец, от которого к Нижнему парку спускается лестница-каскад.


ЖЕМЧУЖИНА ИЗ ПЕПЛА

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был практически полностью разрушен, но после освобождения города от оккупации архитекторы и реставраторы смогли вдохнуть в него новую жизнь.

Статус города Петергоф приобрел в 1762 г., он находился в ведении Дворцового ведомства. Он постоянно разрастался, и к концу столетия при резиденции императора было уже без малого шестьдесят домов.

Архитектурные новшества также не заставляли себя ждать. В конце XVIII в. по проекту английского садового мастера Джеймса Медерса в Петергофе был разбит первый пейзажный парк, получивший название Английского парка. В нем располагался Английский дворец, который не сохранился до наших дней.

В 1825 г. император Николай I приобрел земли близ Нижнего парка Петергофа для своей жены Александры Федоровны. Вскоре рядом со старинной императорской резиденцией была построена дача Александрия — двухэтажный дворец, окруженный пейзажным парком. На западной окраине Петергофа при Николае I был возведен дворец Лейхтенбергских, предназначавшийся для дочери императора Марии Николаевны и ее супруга Максимилиана, герцога Лейхтенбергского.

С 1848 г. Петергоф становится центром Петергофского уезда Санкт-Петербургской губернии, в него из соседнего Ораниенбаума, ныне известного как город Ломоносов, была перенесена уездная управа. В середине столетия Санкт-Петербург с Петергофом связала линия железной дороги.

В период Первой мировой войны на территории Петергофа действовали первая, вторая и третья школы прапорщиков. Вплоть до 1917 г. Петергоф сохранял функцию летней императорской резиденции, однако уже с 1918 г. архитектурный комплекс Петергофа был превращен в музей.

Тяжелым ударом для Петергофа стала Великая Отечественная война. Несмотря на то что в музее была быстро организована эвакуация ценных экспонатов, все увезти не удалось. 20 сентября 1941 г. немецко-фашистские войска подступили к городу и уже через три дня захватили его. Уже во время этого боя за Петергоф ансамбль понес первые потери: сгорел Большой дворец. Вплоть до 19 января 1944 г. Петергоф находился в оккупации, и за это время значительная часть оставшихся в нем художественных и материальных ценностей были разграблены и уничтожены, парки вырублены. Территория бывшей императорской резиденции была обнесена колючей проволокой и заминирована. Даже с изгнанием захватчиков точка в череде разрушений Петергофа поставлена не была: дворец Марли был разрушен из-за детонации бомбы замедленного действия.

Несмотря на чудовищные разрушения, к 17 июня 1945 г. был расчищен и открыт для посетителей Нижний парк: вместе с саперами в городе работали добровольцы, выходившие на субботники, чтобы привести музей и окружающие его парки в порядок. В последующие годы работы по восстановлению ансамбля продолжались. Уже в 1946 г. были запущены некоторые фонтаны, а в 1947 г. был заново установлен «Самсон, раздирающий пасть льва»: ранее скульптура была вывезена немцами. Большой дворец Петергофа удалось восстановить уже к 1952 г.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Петергоф известен тем, что в Секторальных прудах у дворца Марли разводится царская рыба — осетр. Прежде рыбу из этих прудов подавали к императорскому столу. В наши дни здесь тоже можно порыбачить, но за отдельную плату.

■ Петр I принимал активное участие в проектировке Петергофа. Он лично делал некоторые чертежи, а также показывал архитекторам свои наброски.

■ В восточной части Нижнего парка расположены так называемые шутихи — своеобразные аттракционы XVIII в. Например, в Монплезирском саду можно увидеть скамейки, но стоит посетителю на них присесть, как его окатывает водой: струйки бьют из камешков прямо перед скамейками. А одной из первых шутих в 1721 г. стала «Водяная дорога». В определенное время вдоль аллеи, ведущей от Римских фонтанов, включается фонтан из 300 струй, обливающий водой всех оказавшихся на тропе прохожих.

■ Павильон «Эрмитаж», возведенный еще при Петре I, знаменит уникальным подъемным столом. Поскольку этот дом был предназначен для встреч императора с избранным кругом лиц, присутствие слуг было нежелательно. Поэтому встречи проводились на втором этаже, а прислуга всегда оставалась на первом. Для смены кушаний по звонку Петра стол опускался, на него выставляли новые блюда и чистые тарелки, а затем стол возвращался на второй этаж.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Культовые: церковный корпус Большого Петергофского дворца (1747-1752 гг.); собор Петра и Павла (1894-1904 гг.).
Исторические: Большой Петергофский дворец (1714-1725 гг., перестроен в 1747-1752 гг.); дворец Монплезир (1714-1723 гг.); гроты Большого каскада (1716-1720 гг.); дворец Марли (1720-1723 гг.); павильон «Эрмитаж» (1721-1725 гг.); Вольеры (1721-1722 гг.); Екатерининский корпус (1747-1759 гг.); Банный корпус (1866 г.).
Природные: Регулярный сад Верхнего парка, Регулярный сад Нижнего парка, Большая оранжерея.
Фонтаны: каскад у Большого Петергофского дворца (1716-1723 гг.); «Чаши» (1721 г.); «Солнце» (1721-1724 гг.); «Сноп» (1722 — 1723 гг.); «Адам» (1722 г.); «Пирамида» (1724 г.); «Ева» (1726 г.); «Самсон, разрывающий пасть льва» (1736 г.); каскад «Золотая гора» (1732 г.); «Нептун» (1737 г.); «Римские фонтаны» (1738-1739 гг.); каскад «Шахматная гора» (1739 г.); фонтаны-шутихи (XVIII в.); «Мраморные скамьи» (1853-1856 гг.).


Атлас. Целый мир в твоих руках №294


Читайте в этом номере:

ПЕТЕРГОФ. Детище Петра
НАЗАРЕТ. Третья святыня христианства
ПЕЩЕРА НИО. Пиренейская галерея
ТИПАЗА. Памятник трем империям
САНТА-КАТАРИНА. Кусочек Европы в Южной Америке
РЕГИСТАН. Площадь наук

 

9 tocek