Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Республика Марий Эл, Край в междуречье Ветлуги и Вятки

Республика Марий Эл, Край в междуречье Ветлуги и Вятки - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Respublika Marij El Kraj v mezhdureche Vetlugi i VyatkiСубъект РФ, Республика Марий Эл — край множества рек и лесов, в которых издавна жил народ мари, поклонявшийся духам предков. Пережив монголо-татарское нашествие, марийцы примкнули к Русскому царству, но бесцеремонного захвата своих земель не забыли. Не раз марийцы принимали участие в крестьянских восстаниях, сотрясавших Россию. Здесь как исторический памятник охраняется дуб, под которым отдыхал сам «народный царь» Емельян Пугачев.

ЛЕВОБЕРЕЖНАЯ РЕСПУБЛИКА

Марий Эл расположена в среднем течении Волги. Большая часть республики находится на левобережье Волги. На правом берегу расположен лишь один из 14 районов Марий Эл.

Марий Эл — республика в составе Приволжского федерального округа Российской Федерации. По площади она невелика: среди 83 субъектов РФ она занимает 72-е место.

Земли Марий-Эл настоящая природная сокровищница. Половину территории республики покрывают леса. На западе и в центре они представлены хвойными породами (сосна, пихта, ель), в речных долинах — лиственными (дуб, липа). В лесах Марий Эл сохранились промысловые виды животных (волк, бурый медведь, лисица, лось, рысь, бобр), а также виды боровых (лесных) и водоплавающих птиц. С целью охраны лесных угодий и животного мира в Марий Эл созданы Национальный парк Марий Чодра и заповедник Большая Кокшага.

Экономика республики работает в основном на местном сырье и представлена лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной, легкой и пищевой промышленностью. Сельское хозяйство типично для средней полосы: молочное и мясомолочное животноводство, зерновые и технические культуры. Местные жители занимаются и старинными художественными промыслами: вышивкой, резьбой по дереву, узорным ткачеством и плетением из бересты.

Республика получила название по этническому самоназванию ее коренного населения мари («мужчина», «муж»). По этническому составу в республике преобладают русские, марийцев — менее половины населения.

Марийцы — один из древнейших народов России, они живут на территории современной Республики Марий Эл уже около 3000 лет, с тех пор как обустроили здесь первые поселения еще в первом тысячелетии до н. э. Предки современных марийцев были известны как черемисы: именно так они были названы в письме хазарского хана Иосифа кордовскому халифу (X в.).

В настоящее время история марийцев известна только по сохранившимся русским источникам, тогда как татарские летописи почти все были утеряны во время разгрома Казанского ханства царем Иваном Грозным (1530-1584 гг.). Сами марийцы обладали собственной письменностью, которая именовалась «тисте», но она использовалась только для ведения учета мелкого и общинного хозяйств, а также для религиозных целей.

В V-X вв. происходит формирование древнемарийской народности, в IX—XII вв. развивается подсечное земледелие, охота, рыболовство, ремесла и торговля. В Х-ХII вв. марийцы находились под экономическим и культурным влиянием Волжско-Камской Булгарии.

В XIII в. на Руси было установлено монголо-татарское иго. К 15-му столетию Золотая Орда начала терять целостность, распадаясь на отдельные ханства. В результате на территории Поволжья сформировалось отдельное Казанское ханство, в состав которого входили и земли марийцев.

Русь была освобождена от монголо-татарского ига в 1480 г во времена правления Ивана III (1440-1505 гг.). Но уже в XVI в. к власти в Казанском ханстве пришла враждебная Руси династия, и с учетом заключения союза с Турцией государство стало представлять серьезную угрозу для Русского царства. Иван IV Грозный (1530-1584 гг.) возглавил три похода на Казань, и в 1552 г. его войскам удалось разгромить Казанское ханство.

После падения Казанского ханства марийцам предстояло пройти еще одно испытание, так как Русское царство претендовало на их земли. Местные жители подняли восстание, получившее название Первой черемисской войны (1552-1557 гг.). В итоге марийцы присягнули Ивану Грозному. Но уже в 1571 г. после сожжения Москвы крымским ханом Девлет-Гиреем началась Вторая черемисская война, продлившаяся три года и окончившаяся разгромом марийцев. Последняя, Третья черемисская война (1581-1585 гг.) закончилась для бунтарей очередным поражением.

Марий-Эл находится на востоке Восточно-Европейской равнины, в Поволжье. На востоке республики тянется Вятский Увал высотой до 284 м, разрезанный долинами рек и оврагами. На западе — ярко выраженные карстовые формы рельефа и заболоченная Марийская низменность. В республике очень много рек: их около 500, общей протяженностью свыше 7 тыс. км, и в основном это притоки Волги, протекающей по территории республики вдоль ее южной границы на протяжении более 150 км. Волга и ее приток Ветлуга издавна были главными транспортными путями в этих болотистых и лесных местах. Территории Марий Эл расположены в подтаежной зоне.


ЗЕМЛЯ, ХРАНИМАЯ КУГУ-ЮМО

Природно-заповедный фонд Республики Марий Эл включает около пятидесяти особо охраняемых природных объектов.

Начиная со второй половиныXVI в. после подавления восстаний марийцев на территории современной Марий Эл были заложены русские города-крепости Кокшайск, Козьмо-демьянск и Царевококшайск, впоследствии ставший Йошкар-Олой и столицей Марий Эл.

Царское правительство не стало закрепощать марийцев, и те не были заняты на барщине, выплачивая регулярный ясак (вещевой налог). Несмотря на такие послабления, свободолюбивые марийцы активно участвовали во всех крупных крестьянских войнах начала XVII в. под предводительством Ивана Болотникова (?-1608 г.), в 1670-1671 гг. — Степана Разина (ок. 1630-1671 гг.), в 1773-1775 гг. — Емельяна Пугачева (1742-1775 гг.).

После разгрома народных бунтов царские власти активно переселяли сюда русских крестьян с целью освоения марийских земель, а земли раздавали монастырям и крупным предпринимателям. XVIII—XIX вв. в Марий Эл — время появления первых заводов, развития деревообрабатывающей и лесной лесопильной промышленности. В 1920 г., после установления Советской власти, была образована Марийская автономная область в составе РСФСР, затем она входила в состав Нижегородского и Горьковского краев, а в 1936 г. была преобразована в Марийскую АССР в составе РСФСР.

Строительство заводов, начатое до Великой Отечественной войны, было продолжено и во время нее, когда в Марий Эл были эвакуированы рабочие и специалисты, а также целые предприятия из Москвы, Ленинграда и Одессы.

В 1990 г. здесь была принята Декларация о государственном суверенитете Марийской АССР, а в 1992 г. — современное название — Республика Марий Эл. Оно образовано от этнического самоназвания ее коренного населения мари и слова «эл» — «страна».

Сами же марийцы делятся на три этнические группы: луговые (или лесные), расселенные по левому берегу Волги, горные, обитающие на правобережье, и восточные, переселявшиеся с конца XVI в. до XVIII в. в низовья реки Белая (приток Камы).

Религия марийцев связана с мифологией финно-угорских народов, и главный герой этих мифов — Кугу-Юмо, верховное божество в марийской традиционной религии. Сегодня большинство марийцев являются двоеверцами и наравне с православием исповедуют свою традиционную религию, справляют праздники, связанные с языческими культами, и участвуют в ритуалах в древних культовых местах, где, по преданиям, живут духи. В дни языческих празднеств на поклон Кугу-Юмо в городах и деревнях собирается вся многочисленная марийская община. В этот день принято надевать праздничные одежды с марийским орнаментом. В числе исторических достопримечательностей Марий Эл — ритуальные камни в рощах, где язычники славили богов и предков, и укрытия разбойников Емельяна Пугачева и Степана Разина на берегах рек.

Количество же сохранившихся на территории Марий Эл архитектурных памятников невелико, и это объясняется тем, что здесь всегда преобладала деревянная застройка городков и селений. Среди образцов старинного русского каменного зодчества выделяется комплекс Ежо-во-Мироносицкого монастыря XVII в. в селе Ежово.

Столица республики Йошкар-Ола была основана в 1584 г. как военное укрепление. Теперь это крупный промышленный город, почти со всех сторон окруженный лесами, для которых введен статус особо охраняемых природных территорий.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Наиболее древние памятники искусства на территории Марий Эл — примитивные фигурки животных из камня и глины, относящиеся к середине второго тысячелетия до н. э., и металлические украшения бронзового века.

■ Для народного зодчества марийцев характерны срубные избы с П-образным двором, летней кухней-кудо с земляным полом и двухэтажной кладовой с галереей-балконом.

■ Озеро Морской Глаз в Волжском районе Республики Марий Эл получило свое название благодаря почти правильной круглой форме и насыщенному синему цвету воды. Озеро всего 45-50 м в диаметре и напоминает кратер вулкана, но имеет карстовое происхождение.

■ В Национальном парке Марий Чодра сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под этим дубом останавливался на ночлег со своим отрядом Емельян Пугачев. Этот дуб — исполинское дерево со стволом диаметром 159 см.

■ Согласно марийским преданиям, давным-давно Земля представляла собой огромный первичный Океан, в котором плавали рыбы и жили духи морских божеств. Верховный бог Кугу-Юмо вызвал на поверхность селезня Йыму и велел ему принести глины со дна. Из этой глины верховный бог сотворил земли, равнины, пастбища и густые леса. Этот миф странным образом в чем-то соответствует теории образования жизни на Земле, которая изначально представляла собой Мировой океан, а суша возникла в результате вулканических процессов, начавшихся на дне океана.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные: Кленовогорские минеральные источники, источники в поселке Красногорском, озеро Морской Глаз, Национальный парк Марий Чодра, заповедник Большая Кокшага, заказник Каменная гора, озеро Яльчик (Национальный парк Марий Чодра), озеро Зрыв.
Город Йошкар-Ола: Национальный музей им. Т. Евсеева, Национальная художественная галерея, Республиканский музей изобразительных искусств, Музей народно-прикладного искусства, Музей истории города Йошкар-Олы, площадь Оболенского-Ноготкова, памятник воеводе Ивану Оболенскому-Ноготкову, церковь Пресвятой Троицы (XVIII в.), собор Вознесения Господня (Вознесенская церковь, 1756 г.), дом купца Ивана Пчелина (XVIII в.), храм Успения Пресвятой Богородицы (2006 г.), скульптурная композиция «Дерево жизни» (2008 г.), культурно-исторический комплекс «Царевокок-шайский Кремль» (2009 г.).
Культурные: Козьмоде-мьянский художественно-исторический музей им. А. В. Григорьева (г. Козьмо-демьянск), Этнографический музей крестьянского труда и быта под открытым небом (г. Козьмодемьянск).
Культовые: Ежово-Мироносицкий монастырь XVII в., церковь Флора и Лавра (пос. Табашино, 1898 г.).
Исторические: старинные каменоломни в поселке Горняк, замок Шереметьева (поселок Юрино, XIX в.).


Атлас. Целый мир в твоих руках № 172