Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Ростов Великий, Откуда есть пошла Земля Русская

Ростов Великий, Откуда есть пошла Земля Русская - 4.3 out of 5 based on 6 votes
Рейтинг:   / 6
ПлохоОтлично 

Rostov VelikijВеликий русский город Ростов находится на берегу древнего озера Неро. На протяжении долгого времени его обживали представители финно-угорского племени меря, а с IX в. на этих территориях появились славяне. Древняя история города богата значительными событиями, ведь одно время Ростов Великий был центром Ростово-Суздальского княжества. Ростовцам удалось сохранить и неповторимую атмосферу своего города, и его бесценные памятники архитектуры, привлекающие туристов и кинематографистов посетить эту жемчужину Золотого кольца России.

ВЕЛИКИЙ ГОРОД ИЗ ВЕЛИКОГО ПРОШЛОГО ДРЕВНЕЙ РУСИ

Ростов на протяжении многих веков находился в центре военно-политической истории сложения русской государственности, осложненной междоусобной борьбой.

На берегу древнего озера Неро находится старинный русский город — Ростов Великий. Сохранивший памятники истории и культуры, Ростов входит в Золотое кольцо России, известный туристический маршрут по городам Владимирской и Московской Руси.

Озеро Неро и впадающие в него местные реки создали благоприятные климатические, географические и фортификационные условия для возникновения здесь ранних культурных центров.

По предположениям ученых, самому озеру около 500 000 лет: оно представляет собой редкий для данного региона пример водоема доледникового периода.

Берега Неро заселены уже более 8000 лет Эта часть великой Русской равнины на юге нынешней Ярославской области издавна принадлежала жителям финно-угорского племени меря. Центром обитания мерян и первым значительным поселением близ Неро является Сарское городище (примерно VII-XIII вв.) крупное укрепленное селение, жители которого вели активную торговлю даже с отдаленными регионами: купцы доходили до Волжской Булгарии и до скандинавских стран. Примерно в IX в. здесь начали селиться и восточные славяне. По одной из версий, местное мерянское население постепенно вполне мирно ассимилировалось с кривичами.

Ростов возник как минимум в IX в.. первые упоминания о нем есть в «Повести временных лет» и датируются 862 г., когда речь заходит о городе на берегу Неро, которым владеет легендарный родоначальник династии правящих русских князей Рюрик (?-879 гг.). На ранних этапах история Ростовской земли представляет собой довольно сложное взаимодействие с Киевской Русью. С одной стороны, киевским князьям ростовчане выплачивали дань, а с другой — город все же сохранял относительную независимость. О Ростове в это время говорится как о существующем уже не первый год крупном поселении на берегу впадавшей в Неро, а ныне почти исчезнувшей речки Пижермы. Правда, некоторые ученые склоняются к выводу, что это упоминание было внесено летописцем позднее, примерно в XII в.

В X в. ростовчан крестили, для чего в город прибыл из Киева великий равноапостольный князь Владимир Святославич (7-1015 гг.. в народе Красное Солнышко) с митрополитом и епископами. Крестились жители поначалу весьма неохотно: в воды озера Неро с этой целью согласилась погрузиться меньшая часть горожан, а из-за враждебности языческой части населения первые епископы вскоре покинули город. Рискнул ввести догматы новой веры епископ Леонтий. Изгнанный язычниками из города, он построил небольшой храм у ручья Брутовщины и начал проповедовать детям местных жителей, которые приходили к нему, привлеченные его невероятной добротой и терпимостью. Силой веры он даже остановил ополчившееся на него очередной раз взрослое языческое население. И все же в 1073 г он принял мученическую смерть от убийц, подосланных волхвами, так у Северо-Востока Руси появился первый святой. Его мощи до сих пор покоятся в Успенском кафедральном соборе Ростова. К XI в. город уже становится одним из крупнейших центров Северо-Восточной Руси, оплотом славянской культуры и очагом христианизации. В это время Ростову принадлежит роль столицы влиятельного древнерусского Ростово-Суздальского княжества, которое сформировалось к X в. на землях, раскинувшихся между Волгой и Клязьмой. Легендарными правителями города стали Ярослав Мудрый (ок. 978-1054 гг.) и причисленный вместе с братом Глебом к лику святых сын Владимира Святославича — князь-мученик Борис (ок. 986-1015 гг.).

ЭМАЛЕВЫЙ МОТОРЧИК И ДРУГИЕ БОГАТСТВА

Ростов прославился не только деяниями своих влиятельных правителей, но и собственными школами искусства (архитектурная и иконописная) и промысла (финифть). Именно художественная самобытность Ростова сделала его одним из любимых мест туристов.

При Юрии Долгоруком {1090-1157 гг.) Ростово-Суздальская земля окрепла и окончательно обособилась, в 1125 г князь перенес столицу из Ростова в Суздаль. Именно в это время на ростовских землях возникают новые города, каждому из которых нужны храмы и    укрепления, так постепенно в XII в. складывается знаменитая владимиро-суздальская школа зодчества.

В период княжения сына Долгорукого, Андрея Боголюбского (около 1111-1174 гг.), из Суздаля столица была перемещена во Владимир (в 1157 г.), а княжество стало зваться Владимиро-Суздальским. Великое Владимиро-Суздальское княжество пришло в упадок в 1238 г., после того как его города были опустошены и сожжены монголо-татарами во главе с внуком Чингисхана (ок. 1155— 1227  гг.)  ханом   Батыем  (1208-1255 гг.).

Ростовское княжество постепенно переходило под власть Московского государства. Во времена Ивана Грозного Ростов стал опричниной, перейдя в личное владение царя. В 1608 г город был разграблен во время захвата митрополита Филарета (Романова: ок. 1554/55-1633 гг.) отца будущего российского царя Михаила Федоровича (1596-1645 гг.). Ростов оставался резиденцией митрополита, причем одной из богатейших в России. Постепенно митрополичий двор разрастался: сейчас он представлен ансамблем Ростовского кремля, жемчужиной которого является Успенский собор {1508-1512 гг.) образец белокаменной архитектуры и старейшее здание современного Ростова. Уникальна и сохранившаяся до наших дней звонница (1682-1687 гг.) с пятнадцатью колоколами, каждый из которых имеет особое название. Самый тяжелый, весом в 2000 пудов, назван «Сысоем» в честь отца митрополита Ионы, при котором  было организовано  строительство Кремля.

По счастью, в городе и его окрестностях вообще сохранилось великое множество памятников древней архитектуры: церкви и жилые палаты на территории Кремля (XVII в.), Спасо-Яковлевский Димитриев мужской монастырь (XIV в.). Свято-Троицкий Сергиев Варницкий (XV в.), Богородице-Рождественский (XIV в.). Петровский (XIV в.), Борисоглебский (конец XIV-начало XV в.) и самый древний на Северо-Востоке Руси Богоявленский Авраамиев монастырь (XI в.). По легенде, преподобному Авраамию из Ростова было чудесное явление самого святого Иоанна Богослова. Апостол вооружил его тростью, и Авраамий наконец сокрушил непобедимого ранее языческого идола Велеса. чей культ был прочно укоренен в сознании местных жителей.

С XVIII в., благодаря своей яркой ярмарке, город держал марку одного из ведущих торговых центров. В это же время он становится поставщиком изделий в технике финифти (особая разновидность эмалей), которой известен до сих пор. Ростовчане издавна славились своим мастерством в разных областях: навыками обработки металлов, собственной школой иконописи, черноло-щеной керамикой (древнее ремесло, IX-XI вв.). А финифти здесь посвящен целый музей. Так что это искусство по праву можно считать своеобразным мотором города.

В XIX в., в духе охватившей Европу индустриализации, развивается производство, особенно его направления, связанные с переработкой продукции местного сельского хозяйства: жители давно приспособились получать высокие урожаи, используя в качестве удобрения питательные  илистые отложения со дна Неро сапропель. Его запасы составляют около 250 млн кубических метров. С развитием добычи сапропеля были связаны смелые планы развития города в 1950-1980-х гг К счастью для Ростова, они так и не были реализованы, что позволило сохранить и экологию, и колорит этого царственного древнего города, за что его так любят туристы и кинематографисты, использующие аутентичные ансамбли в исторических и приключенческих лентах.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Считается, что эпитет «Великий» Ростов получил еще во времена княжения Юрия Долгорукого.

■ Ученые полагают, что некоторые корни, существовавшие в исчезнувшем языке племени меря, зафиксировались в местных названиях. Так. озеро Неро названо именно мерянами — это значит «илистое, болотистое». Возможно, они также называли его Каово, т. е. «место, где живут чайки». Название реки Нерль, по-видимому, тоже восходит к древнему озерно-речному термину «-нер».

■ Именно в Ростовском кремле снимался ряд сцен известного фильма «Иван Васильевич меняет профессию». Особенно эффектно смотрелась сцена погони, отснятая на своеобразной обходной галерее, по стенам которой действительно можно обойти все постройки, не сходя на землю.

■ В Ростове есть особый праздник — «По щучьему велению». Гулянье устраивается в феврале и посвящено знаменитой сказке, чье действие, по местным байкам, происходило именно здесь.

■ Говорят, что первый пароход на озере Неро появился лишь в 1883 г и назывался «Емельян».

В XIV в. в Ростове родился чудесный мальчик Варфоломей — будущий преподобный Сергий Радонежский. Это он дал свое благословение Дмитрию Донскому на решающее в борьбе с Золотой Ордой сражение — Куликовскую битву. Он же дал в помощь Донскому двух монахов-богатырей: Андрея Ослябю и Александра Пересвета, сражавшегося с монгольским силачом Челубеем.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Ростовский кремль: Успенский собор (XVI в.). Судный приказ (1650-1660 гг.), стены и башни кремля (1670-1683 гг.), надвратная церковь Воскресения (1670 г.), Красная палата (1670-1680 гг.), церковь Спаса на Сенях (1675 г.), церковь Григория Богослова (1680 г.) звонница Успенского собора (1682-1687 гг.), церковь Иоанна Богослова (1683 г.), церковь Одигитрии (1693 г.), «Дом на погребах» (XVII в.);
Монастыри: Авраамиев Богоявленский (XI в.), Богородице-Рождественский (XIV в.), Спасо-Яковлевский Димитриев (XIV в.). Петровский (XIV в.), Борисоглебский (конец XIV-начало XV в.); Троице-Сергиев Варницкий (XV в., село Варницы — родина Сергия Радонежского (1314-1392 гг.));
Церкви: Вознесения Господня (Исидора Блаженного) (1566 г.), Спаса на Песках (1603 г.), деревянная церковь Иоанна Богослова на Ишне (XVII в.), Спаса Всемилостивого на Торгу (1690 г.), Николая чудотворца на Подозерье
(1745 г.), Бориса и Глеба (1761 г.), Покрова Пресвятой Богородицы (1798 г.):
Здания и комплексы: Сад митрополита, Гостиный и Мытный дворы, Мужская гимназия, Торговые ряды, гостиница «Лионъ» — место провозглашения новой власти во время переворота 1917 г.;
Музеи: «Ростовский кремль», финифти, ростовского купечества, пчелы.


Атлас. Целый мир в твоих руках № 102

 

новости vw-2

Карта сайта

9 tocek

Смотрим здeсь vw-1