Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Сергиев Посад, Обитель Святой Троицы

Сергиев Посад, Обитель Святой Троицы - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Sergiev Posad Obitel Svyatoj TroitsyДуховный центр русского православия. Свято-Троице Сергиева лавра, архитектурный ансамбль которой занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, и действующий мужской монастырь, Музей игрушек и НИИ птицеводства, филиалы московских вузов и предприятия — все это и многое другое вместил в себя небольшой подмосковный город Сергиев Посад.

МОНАСТЫРСКИЙ ГОРОД

История Сергиева Посада началась с создания монастыря, который вскоре стал одним из самых значимых духовных центров России и сыграл огромную роль в истории страны.

Название Сергиев Посад говорит о том, насколько важен был для истории города его основатель — преподобный Сергий Радонежский (1314-1392).

В 40-х гг XIV в. молодой боярский сын Варфоломей со своим братом — иноком Стефаном создали пустынь на берегу реки Кончуры на холме Ма-ковец, где тогда шумел глухой Радонежский бор. Был построен небольшой деревянный храм во имя Святой Троицы. Считается, что. не выдержав суровости и аскетичности пустынной жизни. Стефан ушел в другой монастырь, а Варфоломей принял постриг под именем Сергия.

Постепенно к Сергию присоединились другие монахи, и возник Троицкий монастырь, в котором Сергий со временем стал игуменом. Призывая монахов не принимать подаяние, а жить плодами трудов своих, он подавал пример своим смирением и трудолюбием.

Слава монастыря росла, в обитель поступали все новые монахи. Постепенно монастырь стал духовным центром Московского княжества и много сделал для объединения русских земель — сам Сергий уговорил многих князей подчиниться великому князю Московскому.

Сергий благословил в 1380 г князя Дмитрия Ивановича на битву с татарами, а герои Куликовской битвы — богатыри Пересвет и Ослябя были иноками Троицкого монастыря. И после смерти Сергия в 1392 г монастырь оставался важнейшим духовным центром — здесь составлялись летописи, переписывались книги, создавались иконы.

В 1408 г хан Едигей разграбил и сжег монастырь, но обитель была восстановлена уже под именем Троице-Сергиевой. В XV в. появилось «Житие преподобного Сергия Радонежского», а над могилой Сергия в 1422 г был возведен белокаменный Троицкий собор, для росписи интерьеров которого были приглашены иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. При строительстве храма были обретены мощи преподобного Сергия.

В 1540-50-х гг монастырь был обнесен белокаменной стеной. В 1608-1610 гг выдержал шестнадцать месяцев осады польско -литовских интервентов и стал одним из оплотов Второго ополчения во главе с Мининым и Пожарским. Монастырь пожертвовал ополчению немалые средства.

А в 1682 г во время Стрелецкого бунта стал убежищем для царевны Софьи и царевичей Ивана и Петра, а в 1689 г здесь уже от Софьи укрывался Петр I.

В 1744 г Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры, главой которой утверждался митрополит Московский. В 1782 г указом Екатерины II расположенные около монастыря села, слившиеся в единый посад, получили общее название Сергиев Посад, Так появился город.

В 1792 г появился план регулярной застройки города. В 1814 г в Сергиев Посад переводится духовная академия. Количество паломников возрастает, особенно после открытия в 1845 г шоссе и в 1862 г железной дороги. В 1919 г Сергиев Посад получил официальный статус города, став центром одноименното уезда, и в этом же году монахи были выселены из лавры.

С 1930 по 1991 г город носил название Загорск, в честь погибшего видного деятеля РКП(б) В. Загорского.

В 1946 г начинается возрождение монашеской жизни возвращены мощи преподобного Сергия и возобновляются богослужения. В 1949 г в стенах лавры вновь стала работать духовная академия. В лавре проходили Поместные соборы Русской православной церкви в 1971, 1988. 1990 гг.


СБЕРЕЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО НАСЛЕДСТВА

Сергиев Посад — город-музей, единственный из подмосковных городов, включенный в Золотое кольцо России.

В 1920 г Троице-Сергиева лавра была объявлена музеем, а в 1940 г она стала государственным историко-художественным музеем-заповедником. Основой коллекции музея стали художественные сокровища лавры. Это помогло спасти уникальные предметы. Были также проведены обширные реставрационные работы. Большая часть зданий Троице-Сергиевой лавры была в последние годы возвращена Русской православной церкви. Музей и церковь стремятся к сотрудничеству в деле сохранения культурного и духовного наследства Сергиева Посада.

Сегодня в коллекции музея более 110 тыс. экспонатов — икон, средневековых рукописей и старопечатных книг, памятников лицевого и орнаментального шитья, золотого и серебряного дела, произведений живописи, графики, народного и современного декоративно-прикладного искусства. В экспозициях музея есть уникальные реликвии: древний покров с изображением Сергия Радонежского (XV в.), жемчужная пелена, подаренная Борисом Годуновым под икону «Троица» (начало XVII в.), ювелирные изделия из вкладов великого князя Василия II Темного, царя Федора Иоанновича и других известных исторических лиц.

В 1969 г город Загорск, единственный из городов Московской области, был включен в Золотое кольцо России. Архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры, который включает в себя свыше 50 построек московских, псковских и ярославских мастеров, в 1993 г был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здания лавры, возведенные в XV-XIX вв. лучшими мастерами России, это музей под открытым небом, своеобразная иллюстрация истории русского зодчества.

К сожалению, мало что уцелело от работ Андрея Рублева, а его знаменитая «Троица» с 1929 г находится в Москве, в Третьяковской галерее. Но многое и сохранилось. Успенский собор монастыря, построенный под патронажем Ивана Грозного, должен был в увеличенных размерах воспроизвести облик Успенского собора Московского Кремля. Строительство, начатое в 1559 г., было завершено в 1585 г уже при сыне Ивана Грозного Федоре. В 1585-86 гг были устроены приделы Феодора Стратилата и святой великомученицы Ирины — в честь царской четы Федора Иоанновича и Ирины, урожденной Годуновой. В XVII в. собор был расписан ярославскими мастерами, и эти фрески дошли до нас в первозданном виде.

А монастырская трапезная, предназначенная для праздничных обедов и торжественных приемов царя и высшего духовенства, построенная в 1686-1692 гг., считается одним из лучших образцов московского барокко.

Объединяющий центр всего ансамбля лавры — изящная пятиярусная колокольня высотой 88 м, построенная в 1741-1770 гг архитекторами Д. В. Ухтомским и И.Ф. Мичуриным.

Сергиев Посад, вот уже 300 лет — столица российских игрушечных промыслов. Так называемый потешный товар прекрасно расходился среди паломников лавры. Игрушки для своих чад в Сергиевом Посаде покупали даже русские цари. Понятно, почему Музей игрушки в 1931 г был переведен из Москвы именно в Сергиев Посад.

Одним из символов города стала матрешка, производство которой здесь поставлено с размахом. А в музее хранятся старинные образцы матрешек. И среди них так называемая девочка с петухом в руках — этой прабабушке современных деревянных красавиц более 100 лет.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■  Знаменитая картина художника Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею», где изображен будущий Сергий Радонежский, написана недалеко от Сергиева Посада, в деревне Комяково. А рядом, в усадьбе Абрамцево, были написаны «Девочка с персиками» (Валентин Серов) и «Аленушка» (Виктор Васнецов). Сегодня в Абрамцево — Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник.

■  В 1812 г Лавра пожертвовала на нужды русской армии около 70 тысяч рублей.

■  В 1910-е гг в Лавре жило более 400 монахов, сегодня — около 300.

■  Троице-Сергиева лавра была одним из богатейших монастырей России, ей принадлежали значительные земельные владения, а в 1763 г.. накануне конфискации части церковных земель, лавра владела более чем 100 тысячами душ крестьян.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

■  Свято-Троицкая Сергиева лавра: Троицкий собор, Никоновская церковь, Серапионовская палатка, Духовская церковь, Успенский собор, Надкладезная часовня, Казначейские палаты. Больничные палаты с церковью Зосимы и Савватия Соловецких, Крепостная палата, Келарская палата, церковь Иоанна Предтечи, церковь преподобного Сергия с трапезной палатой, Царские чертоги, братские кельи (Предтеченский, Варваринский и Экономический корпуса), Михеевская церковь, Смоленская церковь, Митрополичьи покои. Лаврская колокольня. Московская духовная академия и семинария, Покровский храм, Церковно-археологический кабинет, Богадельня, Странноприимный дом. Ризница и Наместничьи покои;
■   Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы;
■   Храм мученицы Параскевы Пятницы;
■   Красногорская часовня;
■   Музей игрушки;
■   Конный двор (Сергиево-Посадский государственный историко-художествен-ный музей-заповедник);
■   Источник преподобного Саввы Сторожевского.


Атлас. Целый мир в твоих руках №36


Читайте в этом номере:

АМСТЕРДАМ: Северная Венеция
КОЛОРАДО: Одна из легенд Дикого Запада
ИРАН: Древняя земля ариев
СЕРГИЕВ ПОСАД: Обитель Свтой Троицы
АЛЬПЫ: Крыша Европы
ИНДОНЕЗИЯ: Природные богатства, кризисы и стихия

 

9 tocek