Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Тропа Инков, Путь на Мачу-Пикчу

Тропа Инков, Путь на Мачу-Пикчу - 5.0 out of 5 based on 3 votes
Рейтинг:   / 3
ПлохоОтлично 

Tropa Inkov Put na Machu PikchuЗа семь веков, что существовала империя инков, были проложены десятки тысяч километров дорог соединивших от края до края эту огромную страну. Один из участков этих дорог — самый живописный и исторически важный — сегодня носит название Тропы Инков. Она проходит от Льяктапата, что был важнейшим сельскохозяйственным центром выращивания кукурузы, до Интипунку — Солнечных ворот в Мачу-Пикчу.

ДОРОГИ В ОБЛАКАХ

Каменные магистрали, проложенные инками высоко в горах, предполагали наличие бесстрашия не только у строителей, но и у пешеходов и погонщиков лам.

За время своего существования в XI—XVI вв. империя инков построила около 30 тыс. км дорог, связывавших отдаленные районы огромной империи, начиная от северного Кито (Эквадор) на юг к Сантьяго (Чили) и на восток к Мендозе (Аргентина). В 2014 г. дороги инков были внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Сеть дорог носила название Капак-Ньян, или Дорога Правителя. Их строительство начали еще народы уари, жившие в доинкский период в Центральных Андах. Дороги предназначались исключительно для пешеходов и вьючных животных: инки не знали колеса.

В сети дорог выделялись четыре главные, пересекавшиеся в городе Куско. Протяженность самой длинной дороги составляла около 6600 км. Они соединяли столицы провинций, от которых, в свою очередь, веером расходились второстепенные дороги. На каждой дороге были организованы станции через определенные расстояния. Вдоль дорог были установлены столбы топо (тупу), отмечавшие дистанции.

В наше время самую большую известность приобрел 43-километровый участок дороги, ведущий к Мачу-Пикчу. Сейчас этот участок известен как Тропа Инков.

На всем ее протяжении прекрасные горные пейзажи и леса. По дороге можно увидеть богатую флору: здесь растет около 400 видов бегоний и орхидей, обитает викунья, горный тетерев, лама, вискаша, белохвостый олень.

Первый пункт на Тропе Инков — Льяктапата (на языке кечуа — Город ступеней), он же Патальякта (Город на склоне горы). Льяктапата находится на высоте около 2580 м над у. мм у одного из притоков реки Урубамба.

При инках это был большой сельскохозяйственный центр, снабжавший Мачу-Пикчу маисом, картофелем и слабоалкогольным ритуальным напитком чича. Здесь сохранились остатки скальных террас и домов, уцелевших после того, как Льяктапату сожгли по приказу верховного правителя инков во время конкисты Манко Инка Юпанки во время отступления из Куско в 1536 г.

В каменных домах жила знать, «чернь» ютилась в убогих глинобитных хижинах. Большая круглая башня Пульпитуюх на огромной скале, возможно, была алтарем или тюрьмой. Ее название происходит как от испанского «пульпито» — кафедра, так и от слова на языке кечуа, означающего «алтарное место».

Следующий пункт на Тропе — деревня Уайльябамба. Ее название переводится с языка кечуа как «Равнина, покрытая травой»: это самое большое на тропе поселение перед Мачу-Пикчу на Тропе Инков. Деревня расположена у подножия горы на высоте 3060 м среди террас с посевами маиса и картофеля. В ясные дни можно рассмотреть вершину горы Вилка-Вики (Невадо-Вероника) (5682 м) в горном хребте Урубамба.

Перевал Абра-де-Вармиваньюска на высоте 4200 м — самая высокая точка на Тропе. С перевала открывается вид на долину реки Рио-Пакаймайу (Скрытая река) и сторожевое укрепление Рункуракай.

Согласно инкской мифологии, Анды — не совокупность горных массивов, а великаны, наказанные богами и окаменевшие. Этот перевал напоминал инкам неподвижно лежащую женщину. Каждый раз, когда им необходимо было попасть на противоположную сторону, они считали, что взбираются женщине на живот. Вармиваньюска переводится с кечуа как «Мертвая женщина», отсюда и название Абра-де-Вармиваньюска перевал Мертвой женщины.

Здесь преобладают голые и холодные равнины с пронизывающим ветром. Тем, кто посещает это место, предлагается на удачу положить камень на груду булыжников-апачета в самых высоких точках Тропы в качестве дани Пачамаме (Матери-Земле).

О главной жемчужине инкской культуры — городе Мачу-Пикчу мы писали в Атласе № 44.

Вдоль Тропы Инков располагаются 30 инкских древних поселений и инкские крепости. Правда, не все из них доступны для посещения.


ГЛАВНАЯ УЛИЦА ГОРНОЙ СТРАНЫ

На всем протяжении Тропы Инков люди стремились устроиться с максимальным удобством — с купальнями и фонтанами, невзирая на высоту места и уклон горы.

Следующий перевал — Рункуракай (3500 м), — на котором расположено странное округлое сооружение. По разным версиям, оно могло служить складом продуктов или стоянкой для отдыха. Однако его положение — на краю перевала, с полным обзором территории — наводит на мысль, что это было сторожевое укрепление.

Эти руины были открыты в 1915 г., в них есть только один вход и выход с северной стороны. Индейцы-рабочие, нанятые археологами для расчистки площадки, окрестили это место Рункуракаем (Корзиной), очевидно, из-за его характерной формы.

Далее по Тропе располагается комплекс строений Сайякмарка, куда поднимаются по вырубленной в скале лестнице длиной почти семь километров на высоте около 3600 м. Тут же — проход через туннель инков длиной 20 м с прекрасно сглаженными стенами.

Этот комплекс, идеально вписанный в горный ландшафт, включает полукруглые здания с залами и площадями на разных уровнях, узкие улицы, бассейны, каналы и внутренние дворы. Существует версия, что здесь располагался культовый астрономический центр. Сайямарка на языке кечуа означает «Недоступный город». Наличие постоянного источника воды и складов продовольствия подчеркивают его стратегическую важность.

Сайякмарка, видимо, был построен из соображений безопасности; а может быть, его расположение на краю пропасти с видом на зеленую долину и точку соединения двух больших дорог далеко внизу было вызвано эстетическими соображениями. Здесь можно было остановиться на отдых и созерцать окружающий мир по дороге на Мачу-Пикчу. Сейчас от Сайяк-марки остался лишь лабиринт монолитных стен с короткими лестничными маршами сбоку, купальни, соединенные с акведуком, да треугольная площадь на самом краю обрыва.

Следующий внушительный комплекс Винья-Вайна расположен на высоте 2700 м. Название Винья-Вайна (Вечно молодой) было дано перуанским археологом Хулио С. Тельо в 1942 г., и так же называется вид местной орхидеи, цветущей круглый год.

Судя по расположению комплекса вблизи большой дороги и оригинальной планировке, этот городок имел большое значение для инков. Он отчетливо поделен на четыре сектора: сельскохозяйственный с террасами, религиозный (или ритуальный), оборонный с башней, а также городской сектор.

Жилой квартал состоит из одноэтажных и двухэтажных зданий на верхних и нижних террасах с трапециевидными окнами, дверями и стенными нишами, связанными между собой длинной крутой лестницей. От вершины склона до его основания вровень с террасами находится каскад из 15 фонтанов.

Пуйупатамарка, или Город в облаках, на высоте 3600 м, действительно, возвышается над ущельями, где плавают облака. Это один из наиболее сохранившихся городов на Тропе Инков. Террасы и искусно возведенные стены гармонично вписываются в очертания гор, равно как и церемониальные купальни над термальными источниками.

И вот, наконец, Интипунку — Солнечные ворота — вход в Мачу-Пикчу на высоте 2720 м, откуда открывается прекрасный панорамный вид на город.

Солнечными воротами инки называли вход в Мачу-Пикчу, которые были посвящены Инти, богу Солнца. Ворота тщательно охранялись. Это археологический объект, представляющий комплекс сооружений с окнами, входными порталами и террасами.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Умышленная порча дорог и мостов безоговорочно трактовалась законами инков как вражеская акция, тяжкое преступление, заслуживающее самой суровой кары. Непреложной была так называемая мита — трудовая повинность: каждому подданному империи надлежало отработать 90 дней в году на государственных стройках, в первую очередь на сооружении дорог, улиц, мостов. В это время государство полностью заботилось о питании, одежде, жилище рекрутируемых работников, вынужденных зачастую отбывать миту вдали от дома.

■ Люди, путешествовавшие по дорогам империи инков, могли отдохнуть, поесть и переночевать на расположенных через каждые 25 км дорожных станциях тампу (тамбо), где имелись постоялый двор, источник воды и склады с продовольствием и оружием на случай военных действий. За содержанием и снабжением тампу следили жители близлежащих деревень-айлью.

■ Для перевозки грузов по дорогам использовалась ламы и альпаки. Много груза они перевозить не могут, зато отличаются поразительной выносливостью и послушанием. Большой караван лам с грузом сопровождали всего 2-3 погонщика.

■ Главная проблема со строительством мостов на дорогах инков заключалась зачастую в полном отсутствии древесины. Ее приходилось доставлять издалека, но такой мост мог прослужить до восьми лет. Чаще всего мосты сплетали из травы. Это был очень тяжелый труд, ради которого жителей ближайших деревень освобождали от необходимости собирать урожай и снабжали едой. Женщины и дети собирали траву, мужчины сплетали сначала тонкие веревки, а из них — все более толстые канаты. Срок службы такого моста был всего 2-3 года.

■ О подлинной протяженности дорог инков мы уже никогда не узнаем: испанцы либо специально уничтожили часть дорог, либо же они пришли в полную негодность под подкованными копытами лошадей или окованных железом колес повозок.

■ Инки прокладывали дороги достаточно широкими — до 4 м, чтобы по ним могли проходить отряды воинов в 2-3 колонны. Самые широкие участки достигали 20 м. Дороги состояли либо из участков, вымощенных камнем, либо из ступеней, вырубленных в горных склонах. Через провалы были переброшены узкие каменные или канатные мосты.

■ При дворах правителей всегда были группы гонцов для передачи срочных сообщений. Они были натренированы преодолевать дорогу бегом. Каждый из них мог пробежать, как утверждают древние летописи, до 240 км в день. Часки — так их называли — не носили с собой текст послания, они учили его наизусть. Оказавшись на промежуточной станции, они передавали послание другому гонцу, который должен был за 10-15 мин заучить его. Если часки попадал в плен, то текст послания погибал вместе с ним: часки умирал под пытками, не промолвив ни слова. При этом правители не жалели часки, которых использовали даже для доставки живой рыбы к столу императора. Часки редко доживал до старости, погибая от усталости, срыва дыхания или сердечных болезней.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Памятники Тропы Инков (XI-XVI вв.): Льяктапата (Патальякта), дер. Уайльябамба, перевал Абра-де-Вармиваньюска (4200 м), перевал и «сторожевое укрепление» Рункуракай {3500 м), комплекс строений Сайякмарка, комплекс Винья-Вайна, город Пуйупатамарка, Солнечные ворота Интипунку, город Мачу-Пикчу.


ЦИФРЫ

Длина: 43 км
Самая высокая точка над у. м.: 4200 м. перевал Абра-де-Вармиваньюска.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Ю. Перу.
Админ. местоположение: департамент Куско.
Стоительство: XI—XVI вв.
Языки: испанский, кечуа, аймара.
Этнический состав: кечуа, аймара, метисы. Религия: католицизм, прогантиэм.
Денежная единица: перуанский новый соль.
Аэропорт: Трухильо (международный).


Атлас. Целый мир в твоих руках №420