Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Туров, Город растущего креста

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Turov Gorod rastushchego krestaЭто один из старейших городов Белоруссии. Он стоит на берегах реки Припять, что во времена расцвета Турова была единственным торговым путем, связывавшим Черное море через Днепр с Балтийским морем. Во времена Турово-Пинского княжества город стал одним из центров славянского христианства, его называли Вторым Иерусалимом, тут звенели колокола 85 православных церквей. От тех времен сохранился только фундамент церкви конца XII в. Название города связано с найденным здесь фрагментом древнего Евангелия и именем древнерусского теолога и Философа Кирилла Туровского.

КНЯЖЕСКИЙ ГОРОД НА ПРИПЯТИ

В старину местонахождение Турова обладало рядом несомненных преимуществ, и, пока город не утратил их, они помогали ему развиваться и богатеть.

Туров — один из древнейших городов Белоруссии и в одновременно — один из самых маленьких ее городов. Он расположился на берегах реки Припять. В окрестностях Турова находится уникальный природный объект — Туровский луг: во время весеннего паводка он превращается в целый архипелаг окруженных водой холмов, ставших островами. Луг отнесен к категории орнитологических территорий международного значения: здесь гнездится множество самых разных птиц.

Впервые Туров упоминается в «Повести временных лет», в разделе летописи, датируемом 980 г. Город стоял на землях восточнославянского союза племен, именовавшихся дреговичами. На это указывают археологические памятники IX-X вв., включая остатки земледельческих поселений, курганы с кремированными останками и небольшие городища.

Земли вокруг города были покрыты лесами и болотами, и Припять оставалась здесь единственным и крайне важным торговым путем, связывавшим Черное море через Днепр с Балтийским морем — через волок у Вислы.

Предположительно в X в. дреговичи оказались подчинены киевскими князьями. В XI в. здесь образовалось Турово-Пинское княжество. Тогда же город стал одним из центров славянского христианства, и здесь же было создано знаменитое Туровское Евангелие.

В городе сохранился фундамент церкви конца XII в. Археологи предполагают, что это — самое крупное монументальное сооружение на территории западных земель Древней Руси: длина — 29,3 м, ширина — 17,9 м. Храм был разрушен землетрясением 3 мая 1230 г., а его руины обнаружены только в 1961 г.

В те времена Туров называли Вторым Иерусалимом: по преданию, в нем было 85 православных церквей, но все они были деревянными и не сохранились до наших дней.

Принято считать, что Туров стоит прямо па реке Припять, что не совсем так. Чтобы избежать прямого нападения врага (в старину единственный путь сюда вел по реке), город поставили в стороне, на притоках реки, которые сегодня уже считаются частью ее русла.


АРТЕФАКТЫ ТУРОВСКОГО ГОРОДИЩА

Туровское городище - уникальный археологический объект на горе Замок, где обнаружены обширное древнее поселение и руины храма, разрушенного землетрясением 1230 г. Дальнейшие раскопки обнаружили под храмом остатки языческого капища и уголь «негасимых костров», что пылали рядом с изваяниями Перуна, Хорса, Даждьбога и других языческих богов.

Первым князем в Турове был сын Владимира Великого — Святополк (ок. 979 — 1019 г), прозванный Окаянным из-за подозрения в убийстве трех его единокровных братьев и к концу жизни, предположительно, лишившийся рассудка. Город еще некоторое время оставался «под Киевом», пока к концу XIII в. окончательно не обособился от Киевского княжества.

Некоторое время благодаря удачному расположению в Турове процветали всевозможные ремесла. Но в XIV в., когда Туров был захвачен Великим княжеством Литовским, он уже пришел в упадок, так как Европа уже не нуждалась в Киеве как связующем звене с Византией.

В начале XVI в. город дважды разрушали крымские татары, затем он неоднократно горел во время частых войн с Московским княжеством, после чего так и не был полностью восстановлен.

В Турове родился и в конце XV в. стал его единоличным владельцем Михаил Глинский (1470-1534 гг.) — князь, военачальник и государственный деятель Великого княжества Литовского и Русского государства. В 1508-1620 гг. городом владели князья Острожские, потом Сапега и Потоцкие.

В XVI в. в Турове образовалась большая еврейская община. В 1897 г. евреев в городе было 2252 человек из 4290 жителей, т. е. более половины. В конце XIX — начале XX в. началась массовая эмиграция еврейского населения Белорусии в США. Оставшиеся погибли во время Великой Отечественной войны из-за холокоста.

После Второго раздела Речи Посполитой в 1793 г вошел в состав Минской губернии России. В 1918-1919 гг. Туров оккупировали войска кайзеровской Германии. В 1919 г. их сменили поляки. После подписания советско-польского мирного договора в Риге в марте 1921 г Туров заняла Красная Армия. С 1941 по 1944 г. он был оккупирован германскими войсками. С 1991 г — в составе независимой Белоруссии.

В настоящее время город стал объектом православного паломничества благодаря широко разошедшемуся мифу о так называемом «растущем из-под земли», или «живом», кресте на древнем Борисоглебском кладбище.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Рукописное Туровское Евангелие — один из древнейших памятников славянской письменности. Текст написан кириллицей в XI в. Найдено в Турове в 1865 г. в ящике из-под угля двумя учителями — участниками экспедиции по поиску старинных рукописей. Сохранившиеся 10 листов в настоящее время хранятся в библиотеке Академии наук Литвы.

■  Происхождение названия города обычно связывают с именем полумифического князя Тура — брата Рогволода. Но есть версия, что сообщение о нем в «Повести временных лет» — не что иное, как легенда для объяснения названия города Туров. Однако летопись упоминает Туров как уже существующий: «А Тур держал власть в Турове...» Поэтому историки склоняются к тому, что название города пошло от названия дикого быка — тура, оборонительной башни — туры или языческого бога Тура. Может быть, название Туров имеет «водное» происхождение: корень «тур» распространен в названиях рек: Тур, Турья, Турское и пр.

■ Растущие каменные кресты в Турове, что, согласно легенде, приплыли против течения из Киева, действительно представляют собой христианские символы, грубо высеченные из ледниковых валунов. Каменные кресты — это не только святыни, но и памятники археологии, истории, палеогеографии, искусства и духовной культуры. Обычно их можно встретить на месте бывших языческих капищ как символ утверждения христианства. Одними из самых известных и одновременно самыми старыми считаются Туровские кресты. По легенде, крестов приплыло двенадцать — по количеству апостолов. Потом о них позабыли, пока два из них, как говорит легенда, не всплыли на поверхность. Их выловили и занесли в церковь Всех Святых, где они и находятся и якобы способны исцелить тяжелобольных. Наиболее почитаемый крест находится на Борисоглебском кладбище, он «растет» из земли.

■ В Турове появился на свет древнерусский теолог и философ Кирилл Туровский (1130-1182), один из видных духовных деятелей Древнерусского государства в XII в. Родившийся в богатой семье, он не пошел по стопам родичей и стал постигать учение христианства. Сохранились сведения, что с ним занимались греческие учителя, он владел образным народным и старославянским языками, глубоко знал византийскую культуру, особенно поэзию и красноречие. Он стал первым известным на Руси «столпником»: закрылся в монастырской келье, где предался посту, молитве и сочинению божественных книг. В 1169 г. был рукоположен в епископы Турова. Существует ничем не обоснованное предположение, что он — автор «Слова о полку Игоревен. В городе ему установлен памятник, его имя носит Минская духовная академия.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Природные: Туровский луг, курган Вячеслава.
Исторические: раскопки фундамента церкви (1170-е) и городища (X-XIV вв.) (гора Замок).
Культовые: православная ц. Всех Святых (1810), протестантский хр. (1990-е).
Культурные: памятник Кириллу Туровскому (1994), Краеведческий музей.


ЦИФРЫ

Площадь: 5,46 км2.
Население: 2770 чел. (2017).
Плотность населения: 507,3 чел/км2.
Средняя высота над у. м.: 125 м.
Удаленность: 205 км к Ю. от Минска.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Местонахождение: Ю. Белоруссии.
Админ. принадлеж.: Житковичский р-н, Гомельская обл.
Первое упоминание: 980 г.
Город: с 2004 г.
Язык: белорусский.
Этнический состав: белорусы.
Религия: православие.
Денежная единица: белорусский рубль.
Река: Припять.
Аэропорт: Гомель (междунар.).


Атлас. Целый мир в твоих руках №392


Читайте в этом номере:

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТАИЛАНД: Долина древних королевств
ВОСТОЧНАЯ ШВЕЙЦАРИЯ: На родине швейцарских сыров
ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ: Край железа и кружева
ВЕЛИКАЯ МЕЧЕТЬ КАЙРУАНА: Центр ислама в Северной Африке
ЮЖНАЯ ТРАНСДАНУБИЯ: На виноградных холмах Среднедунайской равнины
ТУРОВ: Город растущего креста

 

9 tocek