Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Воеводина, Историческая область Балкан

Рейтинг:   / 0
ПлохоОтлично 

Voevodina Istoricheskaya oblast BalkanАвтономный край Сербии и ее «хлебная корзина», с отлично развитым на плодородных почвах сельским хозяйством. История Воеводины изобиловала событиями, сформировавшими ее как коллаж из культур разных народов. Только официальных языков здесь шесть, живет 26 значительных этнических групп, самые многочисленные из них — сербы и венгры. Сегодня Воеводина стремится занять достойное место в Европе, но с Сербией или нет — пока неясно.

БОЕВОЕ КНЯЖЕСТВО

Таково, если расшифровать его буквально, название этой части Сербии.

Слово «воеводина» в современном сербском языке означает «княжество». С отчетливым оттенком, а именно: «воеводское княжество», однокоренные с ним слова — «войвода» (воевода), «войник» (воин, боец) и «водити» (вести). Но события истории не всегда буквально соотносятся с названием того или иного места. Это касается и Воеводины: воевала не столько она, сколько те, кто хотел подчинить себе этот благодатный уголок балканской земли.

Неолитом датируется, согласно раскопкам, время появления человека на территории Воеводины. Примерно в 4200 до н. э. здесь стали жить иллирийцы, фракийцы и кельты, построившие в III-I вв. до н. э. первые крепости и города. В I в. до н. э. сюда пришли римляне и построили свою крепость Сирмий на месте иллирийского поселения Сирмия (сегодня Сремска Мит-ровица). Сирмий был столицей римских провинций Паннония и Иллирия. Уроженцами Сирмия были несколько римских императоров, и уже по этому можно судить, насколько процветал город. В 375 г. император Вален-тиниан даже перенес в Сирмий свою резиденцию. После падения Римской империи в V в. на смену им пришли готы, гепиды, сарматы, гунны, авары. Задержались гепиды (германское племя, родственное готам).

Их короли чеканили в Сирмии свою монету. Гепидов сменили авары, а когда их хан перенес свою ставку в Македонию, в VI—VII вв., перейдя Саву и Дунай, сюда пришли славянские племена. В IX в. аварское царство пало, в регионе правили булгар-ские князья, порвавшие с Хазарским каганатом. Хазары же, объединившись с мадьярами, отправились завоевывать Карпаты. А вернувшись, решили, что неплохо бы завладеть и Воеводиной. В результате нескольких сражений мадьяров с булгарами победили в конце концов мадьяры, и большая часть Воеводины в XI-XVI вв. оказалась под властью Венгерского королевства. В XII—XIII вв. стал меняться этнический состав населения в пользу венгров, но начиная с XIV в., и особенно после поражения сербских князей в битве с османами на Косовом поле в 1389 г., сюда бежали сербы, и Воеводина заговорила в основном по-сербски. Но турки подчинили себе и Воеводину. Они правили ею с 1521 г. С 1699 г. их стала теснить габсбурская монархия: западная часть Воеводины перешла к Габсбургам. Восточная ее часть оставалась под турками до 1716 г. С 1718 по 1918 гг. Воеводина входила в состав Венгерского королевства, вассала Габсбургов.

Когда в Венгрии началась демократическая революция 1848-1849 гг., целью которой была независимость от Австрии и Габсбургов, Воеводин-ская скупщина (парламент) провозгласила независимость своего на тот момент княжества. С 1849 г. и появляется в международном лексиконе название Воеводина, но венгры не согласились ее признать. В ответ на это сербы вместе с хорватами встали на сторону Австрии и России и вместе с ними участвовали в подавлении венгерской революции. В 1867 г. образовалась Австро-Венгрия. Сербы Воеводины в этот момент решили, что лучше им быть все-таки с братьями-славянами, и стали искать контактов с Сербским княжеством, однако из-под власти империи было не вырваться. Император Австрии и король Венгрии Франц Иосиф I имел титул великого воеводы Сербской Воеводины.

В 1918 г. образовалось Королевство сербов, хорватов и словенцев (КСХС, в 1929-1941 гг. Королевство Югославия), и в 1921 г. бывшие венгерские провинции Банат, Бачка и Баранья вошли в состав КСХС, а в 1929 г. из земель Воеводины была сформирована Дунайская банови-на с центром в городе Нови-Сад. После окончания Второй мировой войны, 29 ноября 1945 г., была провозглашена Федеративная Народная Республика Югославия, Воеводина стала автономным краем в ее составе. В 1974 г. была признана субъектом Социалистической Федеративной Республики Югославия (СФРЮ, с 1963 г.) наравне с Сербией, но в 1990 г. краям Воеводина и Косово вернули статус автономии.

Автономный край Сербии Воеводина лежит на землях южной части Среднедунайской низменности (Паннонской равнины). Рельеф здесь в основном плоский, местами расчленяемый холмами высотой от 70 до 250 м. Невысокая локальная горная гряда Фрушка-Гора (до 539 м) проходит по территории Воеводины на юго-западе, а на юго-востоке — отрог Южных Карпат (до 641 м, но эта высота — за пределами Воеводины). Половина почв края — плодородный чернозем, 84% его территории вовлечено в сельскохозяйственный оборот.


ВОЕВОДИНСКИЙ КОЛЛАЖ

Современная Воеводина, как в фокусе, отражает все, чем живет весь Балканский регион и страны, входившие ранее в Югославию. Но есть, разумеется, и присущие только этому краю особенности.

Вначале XX в. Воеводину своей житницей стала называть Австро-Венгрия, затем — Югославия, теперь она считается «хлебной корзиной» Сербии. Все правильно: режимы приходят и уходят, а хлеб на столе необходим каждый день, особенно такой, какой получается из превосходной воеводинской муки. По данным 2012 г., 38% экономики Воеводины ориентированы на экспорт, этот край Сербии — самая экономически успешная ее часть. Стабильность межнациональных отношений в Воеводине, где живут представители 26 национальностей (при преобладании сербов), до начала 1990-х гг. считалась в Европе эталоном подлинной толерантности и мультикультурно-сти. Как это было и что от этого осталось, очень хорошо видно и сегодня на примере взаимоотношений сельских жителей Воеводины (около 23% всего населения). Деревни сербские, венгерские, румынские, украинские и другие отнюдь не враждуют друг с другом, состязаются разве что во время фольклорных фестивалей, стараясь как можно лучше спеть, станцевать, сыграть, развеселить публику. Публика же радостно приветствует всех. И в религиозной среде ни одна из епархий Воеводины не настаивает на том, что именно ее шкала ценностей — самая верная.

Нельзя сказать, что в городах Воеводины все не так, их жители в основном весьма сдержанны в том, что касается личностных межнациональных отношений, и недовольны граффити с ксенофобскими лозунгами, которые то и дело выводятся руками подростков 16-17 лет на городских окраинах. В крае шесть только официальных языков. В органах власти, во всех учреждениях все документы дублируются на них. В Скупщине депутаты имеют право выступать на своем родном языке, выходят газеты и журналы, работают телеканалы на национальных языках. Но в реальной политической жизни сегодня картина далеко не столь радужная. Растут претензии венгров на свою автономию. Этот процесс начался в 1999 г., после бомбежки Воеводины самолетами НАТО. Дальше процесс недовольства венгров методами управления в Воеводине и Сербии стал только нарастать. Одновременно об отделении от Сербии задумались и воеводинские сербы, считающие, что права самоуправления Воеводины очень ограничены и как самостоятельная единица в составе Евросоюза они получат гораздо больше перспектив развития. Тут имеет большое значение и контекст событий, произошедших не так давно: отделения Черногории от Сербии, двойного статуса Косово: с одной стороны, Косово и Метохия — это автономный край Сербии, как и Воеводина, с другой — частично признанное международным сообществом независимое государство, где преобладают албанцы. Сербия не в силах обеспечить свою целостность, и, для того чтобы не оказаться в положении Косово, лучше вовремя отделиться от нее, думают многие. Ситуация в Воеводине остается — внутренне — очень сложной и во многом неоднозначной.

Многие европейские наблюдатели считают, что в Воеводине назревает разрыв с Сербией. В конце 2009 г. был принят Статут Воеводины, провозглашающий значительно большие права, чем предоставляет ей Сербия, в этом сербов поддержали и венгерские партии. Но в июле 2012 г. Сербия признала этот документ недействительным, что, естественно, вызвало новый резкий подъем сепаратистских настроений.

Не следует, однако, думать, что из-за происходящего в кабинетах и на трибунах Воеводина не столь радушно, как раньше, принимает гостей, с этим здесь по традиции все в порядке. О достопримечательностях края известно сравнительно немного, но это и есть в них самое интересное, при том что они отличаются редким своеобразием. Мультикультурным, как легко можно догадаться.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ История появления роскошного Дунджер-ского замка окутана двумя легендами. По одной из них, владелец конного завода Богдан Дунджерский разорился после Первой мировой войны, но, чтобы убедить всех в обратном, построил этот замок, истратив все, что у него оставалось. Да нет, все было не так, говорят местные жители, уж они-то «точно знают», что замок был построен во имя любви: Дунджерский хотел произвести неизгладимое впечатление на жену своего управляющего имением. Когда уже в наше время замок переоборудовали в отель, то назвали его «Фантаст» в честь любимого коня хозяина — чемпиона многих ипподромов Европы.

■ Сторонники радикального отделения Воеводины от Сербии, вопреки всем доводам разума со стороны своих оппонентов, предлагают создать новый, искусственный язык для жителей края — «воеводинский». Уже придумано, как будут называться его жители (без указания национальности) — воеводин-цы, или «войводжанеры». Очень небольшая часть жителей Воеводины поддержала эту инициативу, большинство против и даже не помышляет о том, чтобы отказаться от своей национальной принадлежности при любом политическом режиме.

■ В XVI—XIX вв. на нынешней территории Национального парка Фрушка-Гора было 30 монастырей, к 1941 г. осталось 17. 16 из них и сегодня — места паломничества православных и католических христиан.

■ Второе название Петроварадинской крепости в Нови Саде - Гибралтар Дуная.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Зренянин: Ратуша (барокко, 1820 г.), католический собор Св. Иоанна Непому-ка (неоготика, 1874 г.), Национальный музей (Дворец финансов, 1894 г.), Национальный театр «Тоса Йованович», самый старый в Сербии; Дворцы Бече, Панжи, Ковач и Тюнер, который называют еще дворцом Ше-херезады за его уникальный мавританский стиль, дворец Возрождения; поблизости — замок в Эчке (барокко, XVIII в., ныне отель «Каштел»), курорт Тигания, Жабаль — храм Св. Николая с иконами из цветных камней. Заповедник Царска Бара — его плавни, населенные 240 видами птиц, — объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Суботица: францисканский монастырь (1640 г.), Ратуша (1910 г.), Градска-Куча (Городской зал, 1908-1912 гг.), собор Св. Георгия (неоготика, XIX в.), дворец Рейхля (XIX в.), в 8 км — Палич, курортный город и природный парк у озера.
■ Дунджерский замок, ныне отель «Фантаст» (неоготика, неоклассицизм, 1919-1923 гг.) вблизи города Бач.
■ Замок Стратимовичей в Кулпине (Музей истории сельскохозяйственных орудий и механизации Воеводины) в районе Южная Бачка.
Нови-Сад: Петроварадин-ская крепость (1692-1780 гг., городской музей).
Культовые сооружения: церкви Св. Юрия (1714 г.), Николаевская (1730 г.), Успенская (1776г.), Алмасская (Трех Епископов, конецXVIII в.), католическая Святого Рока (1801 г.), Великомученика Святого Георгия (Дьёрдя, 1849 гг.), кальвинистская церковь (1863 г.), словацкая евангелистская церковь (1886 г.), католический собор Св. Марии (1893-1895 гг.) с башней высотой 76 м, францисканский монастырь Св. Ивана Ка-пистрана (1942 г), Синагога (1909 г.), методистская церковь (1911 г.).
■ Владычанский двор, или Дворец епископа (эклетика — мавританский,византийский стили с элементами архитектуры сербских монастырей, XIX в.).
Музеи: Воеводины, Галереи Машцы Сербский (музей изобразительных искусств), Галерея изобразительных искусств (произведения сербского искусства XX в. до 1970-х гг.), поблизости — городок Сремски Карловцы (в 1699 г. здесь австрийцы и турки подписали мирный договор, по которому турки оставили Хорватию и Воеводину).
■ Национальный парк Фрушка-Гора (в 20 км от Нови-Сада).
■ Музей хлеба в деревне Печинцы (Срем).
■ Бачская крепость (самая древняя крепость Воеводины, XIV в.) в городе Баче.


Атлас. Целый мир в твоих руках № 161