Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Время Соборов

Время Соборов - 3.2 out of 5 based on 9 votes
Рейтинг:   / 9
ПлохоОтлично 

Vremya SoborovII est venu le temps des cathedrales, le monde est entre dans un nouveau millenaire - «пришло время соборов, мир вступает в новое тысячелетие», - провозглашают герои в самом начале всемирно знаменитого мюзикла «Нотр-Дам-де-Пари», спровоцировавшего новый виток интереса к творению Гюго и к самому парижскому храму. «Время соборов» - не поэтическая фигура, придуманная автором текстов мюзикла Люком Пламондоном, а устойчивый исторический термин, вмещающий в себя все классическое французское Средневековье. Удачное словосочетание вышло из-под пера французского историка искусств Жоржа Дюби, автора одноименной книги. Эпоха соборов -почти шесть столетий религиозной, культурной, политической и повседневной жизни Франции и ближайших к ней территорий.

Она начинается в самом конце X столетия, когда вся Европа замерла в эсхатологическом ожидании магического 1000 года - а потом и 1033-го, тысячелетней годовщины крестных страданий Христа. Европейцы полагали, что за знаменательными датами последует конец мира, пресечется земная жизнь. Апокалипсиса не случилось - зато случился всеобщий катарсис. Европа вступала в новое тысячелетие освеженной, преодолевшей мистический страх - и принялась созидать обновленное искусство и обновленную религиозную культуру. Новая эпоха начиналась за монастырскими стенами, рождая философию и искусство, изначально предназначенные лишь для посвященных. В это же время растет могущество светских феодалов, король вплетает свою персону в иерархию духовных лиц - чтобы с помощью этого объединить раздробленные владения. В XII столетии в небо родившейся заново Франции взметаются высокие стройные стены соборов, каждый из которых - больше, чем просто здание. Это воплощенная хвала божественному величию, модель идеального пространства, где горний мир соединяется с дольним, а светское - с церковным.

Готическая культура по-новому смотрит и на объединение верующих - начиная с аббата Сугерия, взявшегося за перестройку на новых богословских основаниях церкви в аббатстве Сен-Дени в 1040 году. Он провозгласил: объединить людей поможет божественный свет - и потому именно свет, его распределение и создаваемые им эффекты и станут организующим началом соборов нового типа. Внутренние стены исчезают, и на смену уединению приходит единение - стремление к реализации этой задачи породило немало остроумных инженерных находок. Внимание строителей как никогда раньше - а может, и как никогда позже - приковано к окнам. Их проемы становятся ощутимо больше и заполняются кропотливо составленными витражами. Сквозь них и лился яркий свет, озаривший своими пляшущими разноцветными отблесками всю долгую эпоху соборов.

1.Н0ТР-ДАМ-ДЕ-ВЕРДЕН открывает эпоху соборов: его строительство началось в 990 году по приказу епископа Эймона, задумавшего возвести на руинах позднеантичного храма новый - в романском стиле. Перестройка XVI века при внесла в здание элементы пламенеющей готики. Собор называют «колокольней Франции» - на двух его башнях целых 19 колоколов.

2. НОТР-ДАМ-Д'АМЬЕН - самый большой по объему собор в стране, еще один образец «чистой» готики. Его строили быстро - с 1220 по 1288 год. Спешка возникла из-за появления в Амьене значимой святыни, принесенной из IV Крестового похода, - фрагмента главы Иоанна Предтечи. Она хранится здесь и поныне.

З.СЕН-ЭТЬЕН-ДЕ-МЕЦ возник из слияния двух церквей: готический неф в XIII веке пристроили к романской церкви, освященной в 1040 году. Находящийся в Лотарингии, Сен-Этьен связан с традициями германской архитектуры эпохи Оттонов. Нам известно имя автора витражей XIV века в соборе - Герман де Мюнстер.

4. НОТР-ДАМ-ДЕ-РЕЙМС называют «королевским собором». Около 498 года здесь принял крещение Хлодвиг I, положив начало христианской власти. А начиная с 816 года, когда Людовик Благочестивый выбрал Реймсский собор местом своей коронации, здесь возводили на престол монархов Франции. Витражи собора (XIII век) - самые древние в стране.

5.Н0ТР-ДАМ-ДЕ-ШАРТР - хранилище плащаницы Девы Марии и, кажется, самый знаменитый из представителей «чистой» готики. Строительство началось после чудесного спасения реликвии из пожара 1194 года - пожертвования стекались со всей Франции. Собор был освящен в 1260 году в присутствии короля Людовика Святого и с тех пор остался почти не тронутым временем.

6.РУАНСКИЙСОБОР - второй по высоте во Франции после Страсбургского, его шпиль возвышается на 151 метр. Храм непрерывно перестраивался вплоть до XVIII века; от первоначальной романской церкви сохранилась только крипта, а от готической -северные башня и портал.

7. НОТР-ДАМ-Д'ЭВРЁ, сооружение которого началось в XI столетии, попал в самую гущу событий англо-французского конфликта XII-XIII веков. В 1119 году он пережил пожар, с 1126 по 1140-й восстанавливался на деньги английского монарха, нов 1198-м храм снова сгорел из-за обострения конфликта между Ричардом Львиное Сердце и Филиппом Августом. Готический облик собор приобрел уже после возвращения Эвре в домен французского короля в 1220 году.

8.СЕН-ЭТЬЕН-ДЕ-САНС - первый собственно готический собор Франции. Начало его строительства исследователи относят к 1135 году, а закончилось оно четыре столетия спустя.


Discovery №3 (39) Март 2012