Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Земляной город, Занеглименье, Главная опора для роста столицы

Земляной город, Занеглименье, Главная опора для роста столицы - 5.0 out of 5 based on 20 votes
Рейтинг:   / 20
ПлохоОтлично 

Zemlyanoj gorod Zaneglimene Glavnaya opora dlya rosta stolitsyВ этом выпуске речь идет о западной и северо-западной территории Земляного города, которая относится к Занеглименью и является частью Садового кольца (в обобщенном значении центра города). Занеглименью Земляного города суждено было стать опорой для роста и развития Москвы как единого целого. Во всех смыслах, со всеми особенностями ядра Москвы, которым не одно столетие. Но они не застыли и обретают новые черты.

ПОВТОРИТЬ И УМНОЖИТЬ

Та часть Земляного города Москвы, что относится к Занеглименью, расположена на запад и юго-запад от отведенного под землю русла реки Неглинки. Такая, какой она предстает сегодня, сформировалась в основном в XIX-XX вв.

В сравнении с восточной частью Земляного города ее принято считать в большей степени дворянской, буржуазной, богемной. Но так было не всегда, Занеглименье Земляного города имеет историю древнюю и складывавшуюся поэтапно.

Как обширная по площади структура близко расположенных друг к другу селений, она сформировалась уже к XV в. и называлась Вспольем, что открывает нам основной родзанятийеежителей—сельский труд. Первое упоминание о Всполье в московских летописях приходится на 1493 г. в связи с пожарами — многовековым проклятием столицы — спалившими тогда все эти поселения дотла. Не в первый и, увы, как мы уже знаем, не в последний раз. Но не таков был здешний народ, чтобы покинуть обжитые, удобные для торговли места: рядом Белый город, недалеко Китай-город, Кремль, а через само Всполье с незапамятных времен проходили тракты на Смоленск, Великий Новгород, Коломну, Волоколамск, Тверь, Дмитров. Очень скоро поселения возрождаются и приобретают иной облик и характер — ремесленных слобод. Тут первый свидетель — топонимика.

Прозрачны в этом смысле названия Поварской улицы и переулков вокруг нее: Скатертный, Хлебный, Столовый, Ножовый, Чашников — здесь жили повара и поставщики продовольствия и утвари к государеву Сытному двору. Большая и Малая Бронные были слободами кузнецов, ковавших шлемы и кольчуги. Воротники (Воротниковский переулок) — слободой стрельцов-стражей ворот Земляного города (впоследствии ударение в названии района сместилось, что исказило первоначальный смысл). В Денежном переулке жили граверы и чеканщики монет, в Каретном ряду — каретники и тележники, в Плотниковом — плотники. В Остожье и Чертолье (это названия XVI в., по ним проходят улицы Остоженка и Пречистенка) находилась царская Конюшенная слобода. Слово «остожье» означало покос, с которого можно получить стожок сена. Пречистенка (прежде Чертольская улица, названная по имени давным-давно исчезнувшей речки) была переименована в честь иконы Пречистой Богоматери Смоленской, хранившейся в Новодевичьем монастыре, куда вела улица. И так далее и тому подобное. Из исторических названий можно узнать даже о рельефе и почвах. По переулкам, в названиях которых присутствует слово «песковский», а также по церкви Спаса Преображения на Песках. Переулок Сивцев Вражек в прошлом — овраг (вражек), в котором протекала речка Сивец, вода в которой была, видимо из-за болотистых почв, мутная (сивая). В советское время некоторые улицы обрели имена известных людей. Потом, в 1990-е гг., им вернули исторические названия. Так, улица Алексея Толстого стала вновь Спиридоновкой, а Чкаловская на Садовом кольце — Земляным Валом.

Самая популярная улица здесь — Арбат (Старый Арбат). Арбатом называли и всю территорию от Кремля до Садового кольца. Есть несколько версий происхождения этого топонима; самые устойчивые из них — от тюркского «арба» (здесь торговали восточные купцы) и от арабского «арбад» («рабад») — пригород. Улицу Новый Арбат, проходящую от площади Арбатские Ворота до площади Свободной России, проложили в начале 1960-х гг., при этом были снесены старинные переулки, в том числе место для жителей Арбата любимое, можно сказать, культовое — Собачья площадка («площадками» в Москве назывались небольшие площади среди жилых кварталов). Собачьей она звалась потому, что в XVI в. там размещались царские псарни для охот. С конца XVI в. население Занеглименья Земляного города меняется. Еще раньше, чем на востоке Земляного города, здесь стали строить свои усадьбы бояре, дворяне и купцы-поставщики государевых дворов. С появлением в XIX в. доходных домов начали селиться чиновники, научная и художественная интеллигенция. Эпоха московского модерна оставила здесь обширнейшее наследие.

Карта западной и северо-западной части Земляного города даже без пояснительных текстов уже своего рода путеводитель: большинство улиц здесь носят исторические названия. Отталкиваясь от них, и нужно дальше вести свой поиск. С нашей помощью и самостоятелъно. Буквально на каждой из знаменитых улиц и во многих переулках стоят здания, хранящие в себе какую-либо захватывающую историю, встречаются неповторимые детали особой московской среды и атмосферы — как зримые, так и из разряда городских легенд.


ЛИЦА СТОЛИЦЫ

Список имен выдающихся людей, связанных с историей России, ее культурой, которые жили, творили или часто бывали в Заниглименье Земляного города, заполнил бы не одну страницу.

Приведем лишь небольшую их часть. Улицы Пречистенка, Остоженка, Поварская, Арбат, Большая Никитская (в данном случае ее часть между Никитскими воротами и Садовым кольцом), 1-я Тверская-Ямская, Малая Дмитровка, переулки связаны с владениями здесь князей и графов Долгоруковых, Голицыных, Шереметевых, Гагариных, Борятин-ских, Волконских, Разумовских, Суворовых, Орловых, Васильчиковых, Голицыных и других аристократов. Осенены именами А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого, И. А. Бунина, М. И. Цветаевой, А. Н. Толстого, В. И. Сурикова, A.  М. Горького, А. А. Блока, В. В. Маяковского, В. Ф. Комиссаржевской, B. Э. Мейерхольда, Б. А. Ахмадули-ной и многих-многих других талантов. Свои автографы в виде зданий оставили здесь архитекторы М. Ф. Казаков, Д. Жилярди, О. И. Бове, Ф. О. Шехтель, Л. Н. Кекушев, А. С. Каминский и другие знаменитые московские зодчие.

Связанные с романом М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» район Патриарших прудов; дом на Садовой, 10 (Большая Садовая, 302-бис), в котором находится «нехорошая квартира»; сад «Аквариум»; у Булгакова — «Грибоедов», «дом МАССОЛИТа» (в реальности — Литературный институт им. А. М. Горького).

Булат Окуджава называл Арбат своим отечеством в 1960-х гг. Это было время немного пафосное, но искреннее, и понятно почему — в жизни страны наступила «оттепель», и надежды у людей были большие и самые оптимистичные. Нынешние поэты так не выражаются, не собираются, как тогда, по ночам, читать стихи у памятника Маяковскому на Триумфальной площади. Но сам дух поэзии, художественной дерзости никуда не исчез.

Взять хотя бы только один небольшой переулок, Кривоарбатский. В 2014 г. здесь был открыт как музей дом-мастерская архитектора К. С. Мельникова и его сына, художника В. К. Мельникова. По замыслу зодчего этот необычный дом должен был стать эталоном для возведения домов-коммун «строителей коммунизма». Но не поэтому дом, построенный им для себя и своей семьи в 1927-1929 гг., считается шедевром архитектурного авангарда и приводится во всех мировых справочниках по истории архитектуры. В основе его объемно-пространственной конструкции — два пересекающихся, вертикально стоящих разновысоких цилиндра одного и того же диаметра.

Передняя часть первого цилиндра спрямлена стеклянным витражом, противоположная часть цилиндра прорезана 38 ромбовидными окнами.

Стена переулка, относящаяся и к дому № 37 по Арбату, называется Стеной Цоя (хотя Виктор Цой был петербуржцем). Название — поистине народное, оно было дано этому месту не властями, а молодыми людьми, собиравшимся здесь, чтобы почтить память погибшего в 1990 г. в автокатастрофе в Латвии лидера рок-группы «Кино», певца, музыканта, автора песен, находивших кратчайший путь кумам и сердцам молодежи и не только. Подростки и раньше собирались («тусовались») здесь. Когда произошла трагедия, кто-то написал на стене «Сегодня погиб Виктор Цой», и тут же появилась другая надпись: «Цой жив». Очень скоро стена была сплошь покрыта портретами Цоя, строками из его песен и другими девизами, цитатами и т. д. Сюда несли цветы, здесь ребята исполняли песни Цоя. И свои — тоже. В 2006 г. стену закрасили якобы неизвестные... Возмущению поклонников Цоя не было предела, и стену восстановили, вернее, позволили восстановить, что немедленно и было сделано уже детьми тех, кто впервые пришел к ней в 1990 г.

Да, Цой жив, Арбат жив, творческий дух Занеглименья Земляного города не иссяк и развивается. Мы еще услышим о новых спектаклях Театра им. Евгения Вахтангова и других театров Земляного города, о выпускниках Театрального института им. Б. В. Щукина, Российской академии музыки им. Гнесиных на Поварской, Литературного института.


КОЛЬЦЕВОЙ КЛЮЧ МОСКВЫ

У Садового кольца — круговой магистрали, опоясывающей Земляной город и являющейся в широком смысле слова синонимом центра Москвы — своя летопись и свои традиции.

Началась его история в 1816 г., когда Комиссия для строения Москвы приняла план сноса остатков сгоревших в огне 1812 г. бревенчатого «острога» и близстоящих к нему домов и ликвидации осыпавшегося земляного рва. К тому же Москва к этому времени уже давно вышла за пределы рва, и нужны были новые дороги для транспортной связи центра и окраин. Круговая магистраль в этом смысле была органичной для исторически сложившейся радиальной планировки города. Было решено: вал засыпать, широкую дорогу на его месте замостить булыжником, обязать владельцев строящихся вдоль дороги домов разбивать палисадники (сады), а уж чем их хозяин засадит — это его личное дело.

В 1820-е гг. вал был срыт, а к 1830 г. план реконструкции кольца практически полностью реализован. Палисадников перед домами не было только со стороны Замоскворечья, вероятно, потому, что, обращенные на север, они бы не столько росли, сколько чахли, а хотелось обилия зелени, в том числе и на площадях, большинство которых разбили на месте бывших ворот Земляного города, потому что там с раннего утра шумели рынки. Общественными бульварами стали Зубовский и Смоленский валы, а Новинский бульвар, примыкавший к Кудринской площади с востока, сделался центром народных гуляний: здесь ставили балаганы для разных представлений, работали карусели («самокаты»), зверинцы, а в 1841 г. даже пустили настоящую железную дорогу, но опять же исключительно для увеселения, небольшую. Иностранцы, посещавшие в это время Москву, находили Садовое кольцо живописным, уютным и отлично обустроенным, а сами москвичи просто полюбили его. В 1870-х гг. по кольцу был пущен первый общественный транспорт — конка, а в 1912 г. — трамвай, потом троллейбус, они двигались по маршруту, названному «Б», неся на себе соответствующую литеру, за что в народе их окрестили «букашками».

Земля здесь стоила, понятно, недешево, и постепенно Садовое кольцо с прилегающими к нему улицами и переулками в XIX в. превратилось в место обитания людей состоятельных и именитых, а также чиновников высокого ранга. Здешние доходные дома, особенно активно возводившиеся в начале XX в., отличались высоким для своего времени уровнем комфорта и удобной планировкой, ценимыми, впрочем, и поныне, о чем свидетельствует высокая цена этих апартаментов, хоть в наше время жить на Садовом кольце, с точки зрения экологии, мягко говоря, не полезно.

В советское время эта традиция продолжилась. В жилых «сталинских высотках» на Кудринской площади (площади Восстания) и у Красных ворот (частично жилом) обитали тоже отнюдь не пролетарии или мелкие служащие. Кроме жилых домов на Садовом кольце в XIX в. обосновалось множество «присутственных мест» (городских и государственных учреждений), а также учебных заведений, гостиниц, магазинов. И кроме того, больниц. Последнее было чрезвычайно разумно: по кольцу доставить внезапно занемогшего человека в больницу можно было быстрее всего. Эти традиции тоже не были утрачены до конца. Лучший пример тут — НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, в наше время—с большим и хорошо оборудованным больничным корпусом при нем. «Склиф», на московском сленге, ведет свою историю с 1803 г. и спас, наверное, сотни тысяч жизней, хотя такого учета и нет.

В 1930-х гг. по Генеральному плану реконструкции Москвы, который курировал, как и строительство метро, Л. М. Каганович (именем которого метро поначалу было названо), некоторые разрывы в кольце были застроены, проезжая часть и тротуары — заасфальтированы, рынки, сады и бульвары как таковые снесены (остались лишь в топонимах). Не обошлось, к сожалению, и без невосполнимых архитектурных потерь.


ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ

■ Александр Абдулов, служивший в театре «Ленком», важным делом считал восстановление храма Рождества Богородицы в Путинках, стоящего рядом с театром. И организовал во дворе театра фестиваль «Задворки», все сборы от которого с конца 1980-х гг. шли на реставрацию церкви.

■ Среди доходных домов Остоженки наиболее известен «дом под рюмкой» купца Я. М. Филатова с самоироничным акцентом на «русскую лихость». Перевернутой «рюмкой» люди окрестили колоколообразный шатер над угловой башенкой дома, связав с ней легенды о том, как его хозяин порвал с водкой. На Остоженке есть и другие дома с подобными башенками: нравились они архитекторам. А вот в наше время, когда Остоженка прозвана «Золотой милей» за высокую стоимость квартир на ней, становится понятно, что современные бизнесмены-строители к шуткам отнюдь не склонны.

■ Глазная больница им. В. А. и А. А. Алексеевых с флажками-флюгерами на башенках стала первой муниципальной больницей в Москве, где бесплатно оказывали помощь и выдавали лекарства. В больнице было открыто детское глазное отделение, аналогов которого не было тогда ни в России, ни за ее границами. Неподалеку находится театральный флигель усадьбы Алексеевых, где представитель этой славной купеческой фамилии, взявший себе псевдоним Станиславский, жил в юности и ставил первые спектакли Алексеевского драматического кружка.

■ В 2015 г. со Старого Арбата исчезли уличные певцы, клоуны и художники — якобы по требованиям жителей улицы. Они протестовали в основном против певцов, использующих усилители звука, и слишком активной уличной торговли. Арбат после этого, как посчитали остальные москвичи, «ослеп и оглох». Компромисс был все же найден. Для проведения уличных фестивалей планируется выделить площадки возле нежилых зданий.

■ Чтение стихов у памятника Маяковскому на Триумфальной площади запечатлено в фильме М. Хуциева «Застава Ильича» («Мне двадцать лет») 1962-1964 гг.

■ Фронтон здания МИДа украшает герб СССР, занимающий 144 м2 (кстати, это единственная из московских «сталинских высоток», шпиль которой не увенчан пятиконечной звездой). А на фронтоне исторического здания Института Склифосовского хорошо видна «Лучезарная дельта» — масонский символ, треугольник с вписанным в него глазом. Архитекторы здания, построенного как благотворительный странноприимный дом графом Шереметевым в память умершей жены — бывшей крепостной актрисы Жемчуговой, итальянец Кваренги и русский Назаров, были, как и сам граф, масонами. И это не единственный подобный символ в Москве, многие церкви и благотворительные учреждения были им осенены.

■ В 2012 г. на Патриарших прудах, где начинается действие романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», появился «дорожный знак», запрещающий разговаривать с незнакомцами. На нем изображены перечеркнутые силуэты Воланда, Коровьева и кота Бегемота. Авторы сего знака предпочли остаться инкогнито. Тем не менее власти Центрального административного округа решили не демонтировать его.

■ У Стены Цоя стоит большая пепельница, и, по традиции, каждый пришедший сюда оставляет в ней надломленную прикуренную сигарету.

■ В советское время на стене усадьбы Долгоруковых, Боде-Колычевых и Сологуба на Поварской висела мемориальная доска, гласившая, что эта усадьба описана Л. Н. Толстым в романе «Война и мир» как дом Ростовых. Ее так и называли, тем более что здесь и памятник писателю имеется. Однако потом доску сняли: большинство литературоведов не поддерживают эту версию.

■ О своем знаменитом доме Константин Мельников оставил такую запись: «Дам премию тому, кто сумеет сосчитать, сколько в доме этажей, а своему брату-архитектору — загадку: откуда взялось такое богатство разнообразия в объемах из одной-единственной формы».

■ 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж» состоялся первый в Москве общедоступный киносеанс.


ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Культовые здания: Зачатьевский женский монастырь (основан в 1584 г. царем Фёдором Иоанновичем); церкви — Спаса Преображения на Песках (1640-е гг.) в Спасопесковском переулке, Вознесения Господня в Сторожах, у Никитских ворот («Большое Вознесение»), где А. С. Пушкин венчался с Н. Н. Гончаровой (основана в XV в., строилась в 1798-1816 гг.), Симеона Столпника (XVII в.) на Поварской, Рождества Богородицы в Путинках (XVII в.) на Малой Дмитровке, синагога на Большой Бронной (1883 г.).
■ Памятники гражданской архитектуры (примечание: на всех улицах имеются доходные дома XIX — начала XX в. в стиле модерн).
Пречистенка: Белые палаты — главный дом усадьбы князя Б. И. Прозоровского (XVII в.) (выставочный зал); палаты XVII в. в Чертольском переулке, аптека А. Форбрихера (1780-е гг.); усадьбы русских дворян XVIII-XIX вв. (в т.ч. генерала Орлова XVIII в., ныне — Международная ассоциация Фонда мира).
Остоженка: особняки XVIII—XIX вв., дом А. И. Кекушевой (модерн, 1903 г.) (Бюро военного атташе Египта).
Арбат: здание ресторана «Прага» (1870-е гг., перестройка конца XIX в., модерн); дом Пороховщикова в стиле «Русская изба» с уникальной пропильной резьбой, получивший премию на Всемирной выставке в Париже 1900 г. как олицетворение русского стиля, фасадом выходит в Староконюшенный переулок; дом Общества пролетарского туризма и экскурсий («поздний конструктивизм», 1934 г.) (заднее крыльцо МИДа); бывшая гостиница Ечкина (модерн, 1903 г.).
Поварская улица: усадьба Долгоруковых, Боде-Колычевых и Сологуба (XVIII в.) и другие городские дворянские усадьбы и доходные дома XIX — начала XX в.; особняк Святополк-Четвертинских-Олсуфьевых (Центральный дом литераторов с его знаменитым рестораном), выходит также на Большую Никитскую улицу (эклектика в стиле, произвольно называемом «романтичный французский замок», 1887 г.); дом А. Н. Волконской (1814 г.) (единственный сохранившийся здесь деревянный дом); особняк Миндовского (модерн, 1904 г.) (посольство Новой Зеландии); особняк Шлоссберга (1914 г., эклектика, уникальная версия неоренессанса) (резиденция посла ФРГ); особняк Понизовского (модерн, 1903 г.) (посольство Афганистана); бывший Дом политкаторжан (конструктивизм, 1933 г.) — ныне Театр киноактера; особняк О. А. Листа в Глазовском переулке (модерн, 1899 г.) (представительство Калужской области, ранее — посольство Аргентины).
Малая Дмитровка: главный дом городской усадьбы Долгоруковых-Бобринских (восстановлен после пожара 1812 г. в 1819 г.); городская усадьба Саймонова (1780-е гг.); особняк Залогиной (XIX в., в 1904 г. фасад был перелицован в стиле «рационального модерна»); Купеческий клуб (модерн, 1909 г.) (театр «Ленком»); городская усадьба Алексеевых (XIX в.), несколько раз перестроенная (посольство Словении).
Садовое кольцо: Глазная больница им. В. А. и А. А. Алексеевых (НИИ глазных болезней им. Г. Гельмгольца) (1900 г.); здание ОАО «РЖД» (НКПС — Наркомата путей сообщения) (конструктивизм, 1930 г.); поликлиника ОАО «РЖД» (НКПС) (1932 г., ар-деко); здание Наркомзема (Министерство сельского хозяйства РФ) (конструктивизм, 1933 г.); «сталинские высотки»: МИД (1953 г.), жилой дом на Кудринской площади (1954г.); Крымский мост (1938 г.); Концертный зал им. П. И. Чайковского на Триумфальной площади; Театр кукол им. С. В. Образцова на Садово-Самотечной улице с уникальными кукольными часами (1970 г.).
Сады и парки: «Эрмитаж», на территории которого работают театры «Эрмитаж», «Сфера» и «Новая опера»; сад «Аквариум», на его территории — Театр им. Моссовета, примыкает — Театр Сатиры; парковый комплекс «Патриаршие пруды» (на самом деле — пруд один); вход в ЦПКиО им. Горького на Крымском Валу Садового кольца.

Музеи: Государственный музей Л. Н. Толстого (литературная экспозиция) в усадьбе Лопухиных-Станицких (1822 г.) на Пречистенке; галерея Зураба Церетели в доме Долгорукова (XVIII—XIX вв.) на Пречистенке; выставочное объединение «Центральный дом художника», в котором находится также часть Третьяковской галереи — Государственная картинная галерея(постоянная экспозиция «Искусство XX века»); Музей декоративно-прикладного и народного искусства на Делегатской улице, выходящей на Садово-Самотечную улицу; выставочный зал «Домик Чехова» на Малой Дмитровке.
Дома-музеи: А. С. Пушкина на Арбате; М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке; И. С. Тургенева на Остоженке; А. П. Чехова на Садово-Кудринской; Музей-театр «Булгаковский дом» (культурно-просветительский центр, мемориальная квартира, театр) в доме на Большой Садовой, 10; П. И. Чайковского на Кудринской площади; М. И. Шаляпина на Новинском бульваре; А. С. Скрябина в Большом Новопесковском переулке (с небольшим концертным залом); М. И. Цветаевой в Борисоглебском переулке; дом-мастерская К. С. и В. К. Мельниковых (филиал Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева); мемориальная квартира С. Т. Рихтера на Малой Бронной.


ЦИФРЫ

Длина «лучевых» улиц: Пречистенка — 1,125 км, Остоженка — 1,1 км, Поварская — 1 км, Арбат — 1,2 км, Новый Арбат — 1,5 км, Большая Никитская (за Никитскими воротами) — около 1 км, 1-я Тверская-Ямская (продолжение Тверской) — 0,93 км, Малая Дмитровка — 651 м.
Количество улиц Садового кольца — 17, протяженность Садового кольца — 15,6 км (включая участок в Замоскворечье), ширина — 60-70 м.
Высота «сталинских высоток»: МИД — 172 м, на Кудринской площади — 156 м.
Площадь паркового комплекса «Патриаршие пруды» — 2,2 га.


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

Западная и северо-западная часть исторической Москвы, ее Земляного города.
Современная административная принадлежность: Центральный административный округ Москвы.
Аэропорты Москвы: Внуково, Домодедово, Шереметьево (международные).


Атлас. Целый мир в твоих руках №329


Читайте в этом номере:

КАРНАКСКИИ ХРАМ: Грандиозный храмовый ансамбль «города живых»
ЗЕМЛЯНОЙ ГОРОД, ЗАНЕГЛИМЕНЬЕ: Главная опора для роста столицы
БОСРА: Столица многих империй
АГУАСКАЛЬЕНТЕС: Сердце Мексики
КЕЛАНТАН: Земля чайного дерева
МОГИЛЁВСКАЯ ОБЛАСТЬ: Край скорби и веры

 

9 tocek