Сияние небес - чудеса природы

Сияние небес - чудеса природы - 5.0 out of 5 based on 1 vote

Siyanie nebesУдивительное явление северного сияния исследовал еще М.В. Ломоносов. В одном из своих стихотворений о сполохах северного неба, которые поморы называли «позорями». он задавал вопрос: «Как может быть, чтоб мерзлый пар среди зимы рождал пожар?» Это связано с тогдашней теорией Христиана Вольфа, полагавшего, что причину «северных огней» следует искать в «тонких испарениях» из земных глубин. По Вольфу, «селитряные и сернистые» газы поднимались ввысь и загорались под лучами солнца.

СЕВЕРНЫЕ СИЯНИЯ И ЮЖНЫЕ ОГНИ

Полярные сияния были открыты и на других планетах. Они ярко проявляют себя в верхних атмосферах газовых гигантов - Юпитера и Сатурна. Признаки ионосферной активности наблюдались и на их спутниках, окруженных собственными атмосферами. Некоторые планетологи полагают, что полярные сияния можно встретить и у ледяных гигантов - Урана и Нептуна.

Юпитерианское полярное сияние имеет ту же природу, что и земное: быстрые электроны, дрейфующие в магнитосфере планеты вдоль силовых линий между полюсами. Затем они высыпаются у полюсов в верхние слои атмосферы и вызывают свечение газа.

Сравнительно недавно полярные сияния были обнаружены и у внутренних планет Солнечной системы - Венеры и Марса. Марсианские сияния можно наблюдать практически в любой точке поверхности, даже на экваторе, поскольку слабое магнитное поле планеты не стягивает потоки солнечного ветра к полюсам.

Очередную сенсацию принесли астрономические исследования коричневых, или бурых, карликов - гигантских небесных тел, немного не дотянувших по массе до звезд. У этого промежуточного звена между газовыми гигантами и звездами на определенном этапе начинаются внутренние термоядерные реакции. Однако для стабильного развития процесса общей массы не хватает, и реакция «горения» водорода, питающая звезды и наше Солнце, быстро затухает.

Особенности электромагнитного излучения карликов позволили предположить, что в ионосфере этих несостоявшихся звезд могут бушевать грандиозные магнитные ураганы, вызывающие сильнейшие сияния.

Теоретически электромагнитные штормы с ярчайшими сияниями должны проявляться и у других небесных тел, таких как магнетары. Это одни из самых плотных объектов во Вселенной -вращающиеся нейтронные звезды, оставшиеся после сверхновых взрывов. Они обладают чудовищным магнитным полем, в тысячи раз большим, чем у обычных звезд. Вращаясь с невообразимой скоростью - несколько оборотов в секунду, это поле закручивается в своеобразный «магнитный кокон», на поверхности которого и вспыхивают колоссальные импульсы электромагнитного излучения.

ПРОЕКТЫ «АРАКЕ» И «АРФА»

Наиболее убедительный довод в пользу того, что мы понимаем какое-нибудь физическое явление, - его лабораторное моделирование. Одним из первых, кто попытался получить модель полярного сияния, был выдающийся американский изобретатель-электротехник Никола Тесла.

В своих экспериментах он ионизировал сильно разреженный воздух в электронных колбах и трубках, заставляя его светиться в электромагнитном поле высокой частоты. Тесла считал, что моделирует процессы в далеких слоях атмосферы. В своих опытах он пошел гораздо дальше. Построив громадную вышку - «башню Теслы», - изобретатель попытался «зажечь небеса» с помощью электрического резонанса в промежутке между ионосферой и земной поверхностью. Удивительно, но этот фантастический эксперимент действительно вызвал световые эффекты. Во время сильной грозы «резонатор Теслы» окутался гигантскими разрядами, и в небе над Лонг-Айлендом разлилось призрачное свечение, чем-то напоминающее северное сияние.

Прошло более полстолетия, и наступила пора «натурных космических экспериментов», таких как советско-французская программа «Араке». Из Южного полушария с французского острова Кергелен в Индийском океане стартовала геофизическая ракета с «электронной пушкой». Двигаясь вдоль геомагнитных линий, соединяющих магнитные полюса, она сделала несколько «электронных выстрелов» в пределах ионосферы. Возникший поток электронов проник в Северное полушарие и вызвал искусственное сияние над поселком Согра в Архангельской области.

Эксперимент «Араке» вызвал появление программы высокочастотных активных авроральных исследований - HAARP, или «Арфа» (HAARP в переводе с английского -«арфа»).

В ходе реализации проекта в Гаконе (Аляска) был построен грандиозный комплекс ионосферных исследований. На территории в 60 квадратных километров вырос лес из 360 антенн, составляющих исполинский СВЧ-излучатель, направленный на ионосферу. Впоследствии аналогичные антенные поля возникли в Тром-сё (Норвегия), Австралии и Гренландии.

Официально комплекс ионосферных исследований «Арфа» был построен для изучения природы ионосферы и развития систем противовоздушной и противоракетной обороны. Предполагается использование HAARP для обнаружения подводных лодок и подземной томографии недр планеты. Однако многие «независимые исследователи» утверждают, что на самом деле программа «Арфа» предназначена для поиска каналов воздействия на ионосферу с целью изменения климатических условий и природы предполагаемых противников США.

ИОНОСФЕРНЫЕ НЛО

Siyanie nebes 1Описывая необычные формы полярных сияний, великий фантаст и научный популяризатор Артур Кларк отмечал: «Не приходится сомневаться, что Природа способна создавать "космические корабли", удовлетворяющие самым строгим требованиям, - когда она действительно этого желает...»

Еще в 1882 году астроном Гринвичской обсерватории Уолтер Маундер докладывал на заседании Королевского общества, что наблюдал, как «громадный круглый диск зеленоватого цвета внезапно появился низко над горизонтом в направлении восток-северо-восток; он взошел и перемещался по небу так же плавно и равномерно, как Солнце, Луна, звезды и планеты, но в тысячу раз быстрее. Его круглая форма, очевидно, была обусловлена эффектом перспективы, ибо по мере движения он удлинялся, и, когда он пересек меридиан и прошел чуть выше Луны, его форма была близка к очень вытянутому эллипсу, и различные наблюдатели описывали его как сигарообразный, похожий на торпеду...»

Кларк фактически повторяет объяснение, полученное советскими учеными. Природа с помощью своей электроннолучевой трубки длиной в 93 000 000 миль может создавать симметричные, четко очерченные объекты, равномерно движущиеся по небу. По-моему, это зрелище было более внушительным, чем какой-то космический корабль, но факты не оставляют места для споров. Наблюдения с помощью спектроскопа подтвердили, что это было лишь полярным сиянием, и по мере своего полета над Европой объект начал медленно распадаться на куски. В космическом кинескопе пропала фокусировка.

Вполне возможно, что именно бурное развитие физики ионосферы подтолкнуло в свое время известного писателя Фредерика Брауна к созданию оригинального рассказа «Волновики». В нем повествуется о новой «полевой» форме жизни, проявляющей себя в виде электромагнитных волн радиодиапазона. Вот как их описывает автор от имени одного из главных героев, профессора Хелметца:
«Ведь космические пришельцы - это, в сущности, настоящие радиоволны. Единственная их особенность заключается в том, что у них нет источника излучения. Они представляют собой волновую форму живой природы, зависимую от колебаний поля, как наша земная жизнь зависит от движения, вибрации вещества.

КАКОЙ ОНИ ВЕЛИЧИНЫ? ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ ВСЕ РАЗНЫЕ?»

Браун весьма оригинально представляет эту принципиально новую форму ионосферной жизни, участвующую в создании полярных сияний. Он фантазирует, что для электромагнитных пришельцев доступна любая длина волны. А это означает, что они либо по самой своей природе могут появляться на любой волне, либо меняют длину волны произвольно, по собственному желанию.

В свою очередь, облик волновиков разнится от индивидуума к индивидууму в пределах от нескольких тысяч километров до полумиллиона. И на вопрос: «А почему все-таки, профессор, вы считаете, что эти радиоволны - живые существа? Почему не просто радиоволны?» - герой рассказа отвечает:
«Потому что просто радиоволны, как вы говорите, подчиняются определенным физическим законам, подобно всякой неодушевленной материи. Камень не может, подобно зайцу, взбежать на гору, он катится вниз. Вознести его на гору может только приложенная к нему сила. Пришельцы - особая форма жизни, потому что они способны проявлять волю, потому что они могут произвольно менять направление движения, а главным образом потому, что они при любых обстоятельствах сохраняют свою целостность. Радиоприемник еще ни разу не передал двух слившихся сигналов. Они следуют один за другим, но не накладываются друг на друга, как бывает с радиосигналами, переданными на одной волне. Так что, как видите, мы имеем дело не "просто с радиоволнами"...»

Финал произведения построен в трагикомическом ключе: оказывается, космические волновики (так зовут пришельцев из ионосферы) питаются искусственным и атмосферным электричеством. Это быстро приводит к исчезновению бытовой и промышленной электроэнергии, пропадают молнии, ну а человечество возвращается в век пара!

Олег ФАЙГ