Атлас, Города и страны, моря и океаны. Вокруг Света, Тайны ХХ века, Целый мир в твоих руках

Третья встреча осени

Третья встреча осени - 5.0 out of 5 based on 1 vote
Рейтинг:   / 1
ПлохоОтлично 

Tretya vstrecha oseniВ старину на Руси красавицу осень встречали три раза. Первый ее приход отмечали на Преображение Господне (19 августа по новому стилю), второй - на Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Полностью же осень начинала вступать в свои права по народному календарю с 24 сентября, дня Федоры. И третья ее встреча затягивалась на четыре дня, до праздника Воздвижения Креста Господня, 27 сентября.

ФЕДОРА ЗАМОЧИ ХВОСТЫ

День 24 сентября в крестьянском месяцеслове именовался Федорой Замочи Хвосты. Крестьяне вместе с Церковью вспоминали преподобную Феодору Александрийскую. Святая жила в Александрии вместе со своим мужем. Введенная в заблуждение сводницей и поддавшаяся искушению, Феодора изменила мужу. Осознав всю низость произошедшего, она, переодевшись мужчиной, по совету знакомой игуменьи ушла в мужской монастырь. Но и представляясь Феодором, она пострадала из-за страсти людской: на нее, переодетую мужчиной, положила глаз дочь настоятеля монастыря. Получив отказ, девушка зачала от кого-то ребенка и назвала отцом монаха Феодора. Братия поверила клевете, не подозревая, что юный инок - женщина.

Новорожденного бесстыжая мать подбросила в монастырь, и оговоренный Феодор с ребенком на руках был изгнан из обители. Воспринимая свою участь как расплату за грехи, Феодора с ребенком поселились в шалаше близ монастырских стен, где жили впроголодь семь лет. После явленного откровения о прощении греха инока Феодора игумену изгнанники вернулись в монастырь.

Тайна Феодоры была раскрыта лишь после ее смерти. Все осознали, что пришлось пережить этой женщине. Подвижница была причислена к лику святых, а ее приемный сын стал игуменом этого монастыря.

По народным наблюдениям, к Федориному дню, как правило, уже чувствовалось прохладное дыхание осени с ее затяжными дождями и слякотью. До этого нет-нет да и побалуют деревенский люд солнце и теплый ветер бабьего лета. «Федора осенние грязи зачинает», «Осенние Федоры подол подтыкают», - говорили в народе. Непогода заставляла крестьян одеваться потеплее, подтыкать подолы или заправлять в сапоги штаны, спасаясь от осенней распутицы и сырости. Потому и прозвали в народе этот день Федора Замочи Хвосты.

Бабье лето сменяла золотая осень. По народным сказаниям, в день Федоры Замочи Хвосты она объезжает Русь-матушку на гнедом коне, раскрашивая в багровый да золотой цвета листву. «В Федору лето кончается, осень начинается», - говорили люди.

Не обходился этот день без земледельческих хлопот. Выходили крестьяне на нивы обивать оставшийся на корню хлеб. Поэтому Федора получила еще одно прозвище - Обдера.

Смотрели земледельцы в этот день и озимые всходы. Федору крестьяне считали покровительницей озимых хлебов. По приметам, сильные всходы озимых на Федору - к большому урожаю в будущем году.

Пчеловоды же примечали: «Если пчелы на Федору заводят в другой раз летку, то будет долгая осень».

С Федоры Замочи Хвосты деревенская молодежь собиралась на Федори-ны вечерки - с песнями и задушевными разговорами встречать осень. На них под соответствующие песенные куплеты парни «припевались» к девушкам, чтобы сложившиеся пары сыграли свадьбу на Покров.

А замужним женщинам, по народным поверьям, на Федору показываться на улице не стоило. Хозяйки без надобности не выходили из избы, занимались домашними делами.

С Федоры начинали свозить к ярмаркам шерстяные онучи и валенки из овечьей шерсти.

АРТАМОН ЗМЕЕВИК

Второй день третьей встречи осени приходился по церковному календарю на день памяти священномученика Автонома, епископа Италийского. Согласно житию святого, он обратил в христианство множество язычников, за что был жестоко убит иноверцами в 313 году. После расправы язычники залили его кровью алтарь, а тело закидали камнями.

По народным наблюдениям, на Арта-мона (так Автонома прозвали на Руси) змеи спешат с полей в свои лесные норы на спячку. Крестьяне верили, что Артамон последний раз змей на волю отпускает, а после зазывает их в норы и затворяет в глубинах земных на замок. Поэтому святого крестьяне назвали Артамоном Змеевиком, а день его памяти - «Змеиными проводами». В ту пору мало кто из крестьян отваживался отправиться в лес.

На Артамона было принято всех гостей угощать квасом и вареньем из собранной накануне рябины.

Tretya vstrecha oseni 1КОРНИЛИЙ СВЯТОЙ - ИЗ ЗЕМЛИ КОРНЕВИЩЕ ДОЛОЙ

Святой Корнилий - первый язычник, обращенный апостолом Петром в веру Христову. Однажды Корнилий был направлен в город Скепсии, где процветало идолопоклонничество. Языческий князь был разъярен желанием Корнилия обратить в христианство его подданных и потребовал, чтобы святой принес жертву языческим богам. Корнилий вознес молитву, и вдруг началось землетрясение, разрушившее всех идолов. Князь захотел убить Корнилия, но узнав, что под обломками камней уцелели его жена и сын, уверовал в Господа.

Имя мученика Корнилия у деревенских жителей связывалось с кореньями растений. По земледельческому календарю со дня памяти святого, 26 сентября, замирают даже самые хладостойкие растения. Говорили: «С Корнилия корень не растет, а зябнет». Поселяне на Корнилия убирали оставшиеся в земле корнеплоды, кроме репы, чтобы их не коснулись первые заморозки.

Из собранных корнеплодов на Корни-лия хозяйки начинали делать заготовки. «Корнилов день на дворе - всяк корешок в своей норе», - так говорили поселяне.

ВОЗДВИЖЕНИЕ ОСЕНЬ ЗИМЕ НАВСТРЕЧУ ДВИГАЕТ

Последний день третьей встречи осени по народному месяцеслову - Воздвижение. Праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня установлен Церковью 27 сентября в воспоминание о значимом для христианской веры событии: обретении в IV веке Креста Господня равноапостольной царицей Еленой Константинопольской и иерусалимским епископом Макарием.

На Воздвижение деревенские жители, чтобы защитить свое хозяйство от набирающей силу с увеличением продолжительности темного времени суток нечисти, а также сглаза и порчи, рисовали углями кресты на дверях, окнах, потолках жилищ и хозяйственных построек.

Девушки и парни отправлялись на луга в поисках последних осенних цветов. Из них плели венки, которыми на праздник украшали кресты. Затем цветки из Воздвиженских венков хранили дома как святыню.

Tretya vstrecha oseni 2«На Воздвижение осень зиме навстречу двигается», - примечал народ. Вот и верили крестьяне, что 27 сентября перед стужей собираются лешие - хозяева лесов - на лужайках и всех подвластных им зверей на смотрины зазывают. Крестьяне же, чтобы не мешать лешим, на Воздвижение старались в лесу не показываться.

В ночь перед Воздвижением крестьяне накрепко запирали все двери, чтобы в них случайно не заползли гады - змеи, не успевшие уйти на Артамона под землю и стремящиеся это сделать в большой праздник.

К Воздвижению, как правило, поспевала капуста. В деревнях к этому дню приурочивали ее заготовку на зиму - рубку. Говорили: «На Воздвижение первая барыня - капуста». Вечер Воздвижения открывал череду веселых посиделок - капустников, капустных вечерок. Длились они порой две недели. Нарядившись в самые лучшие платья, девушки ходили из дома в дом рубить капусту. Ведь по окончании рубки их ожидала веселая пирушка, на которой парни высматривали себе невест. Традиционным угощением на капустниках были свежий, собранный после Медового Спаса мед, пиво и горячие пироги с капустой. Нередко после капустников на Покров играли свадьбы.

Вот и встретил русский народ осень, позади полевые работы, вскоре - череда осенних посиделок, праздников и шумных веселых свадеб. Следующей на двор придет зима, но это еще впереди...


Елена АРТЕМОВА

Тайны ХХ века №39 (октябрь 2013)